Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:02, лекция
Гераклит. Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Протагор. С точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте.
2 Вопрос. Основные теории
и подходы к психическому
Подходы. Античность.
Гераклит. Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Протагор. С точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте.
Демокрит . Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов. Душа является источником активности, энергии для тела. Существуют две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. Моральные принципы не даются человеку от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе.
Сократ- душа источник нравственности. Нравственность отличает человек от др. живых существ.Он доказал, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание врожденных способностей. Поэтому большое значение придавалось развитию у детей способности к самоанализу, их с раннего возраста приучали осознавать и различать свои состояния и желания.
Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души, которые не всегда возможно примирить при помощи разума. Говорил об ощущении, памяти и мышлении. Он первым заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе.
Аристотель заговорил о природосообразности воспитания и необходимости применения педагогических методов в соответствии с уровнем психического развития ребенка. Он разделил детство на три периода – до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года.
Средние века. Период, когда душу должна изучать- религия, а псих-гия –псих. Процессы. Развитие человека- развитие познават. процессов.
Плотин. Учение о душе впервые становится учением о явлениях сознания, понятого как самосознание, а самосознание служит основой единства сознания, личности человека, способного к интроспекции –наблюдению и анализу собственных состояний.
Августин. Считал душу орудием, которое правит телом, ее основу образует воля, а не разум. Он ввел понятие о врожденной активности души – основе ее развития. Именно эта активность, направляя познание и поведение человека, является основой его воли.
Восток. Арабские ученые настаивали на том, что исследования психического развития детей должны основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Ибн Рушд доказывал, что необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов,
присущих его душе, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Ибн Сина : Зависимость психики от головного мозга. Выяснение зависимости душевных явлений от телесного устройства и общих сил природы. Изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способно физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды.
Возрождение. В этот период широко распространились идеи гуманистического воспитания и обучения , принципы наглядности и природосообразности.
Роджер Бэкон. Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы обучения детей не отвечают задаче развития их интеллекта. Надо учитывать особенности зрения и моторики, главное для ребенка- обучение.
Э.Роттердамский и Я.Коменский стремились к соответствию с естественными методами, к учету психических возможностей детей. Понимали под природой прежде всего не внутреннюю природу детей, их мир и психические особенности, но окружающий мир, в котором существуют примеры перехода от простой, низкоорганизованной материи к сложным, высокоорганизованным существам, приходили к выводу о наличии соответствующих периодов в психическом развитии детей.
Новое время. Обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие.
Ф.Бэкон выступал в поддержку опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека, правильное обучение, а не способности является основой успешности деятельности.
Рене Декарта. Главный инструмент познания – это душа, причем психика и сознание тождественны ,бессознательных процессов в душе не существует и человек всегда осознает свои мысли и чувства.
Лейбниц. Разработка понятия о бессознательной психике, доказал, что психические процессы протекают реально, их осознаваемости субъектом, доказывалась активная природа психического, имеющего собственную детерминацию и непрерывно развивающегося от одного уровня к другому.
Спиноза. Единая, вечная субстанция – Природа, которая является единственной реальностью. Выделены два основных свойства Природы – душа и тело, они обладают такими качествами, как мышление и протяжение. Интуитивное знание является ведущим.
Д.Гартли. Выделил 2 круга вибраций – большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека.
Д.Локк. Сознание ребенка при рождении- чистая доска. Всякое знание базируется на чувственном опыте человека и выделил 2 вида этого опыта- рефлексию ( знание о душе, о внутреннем мире человека ) и ощущения- основа знаний о внешнем мире.
Ж.Ж.Руссо . Писал о природосообразном характере обучения. Руссо подчеркивал, что существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе, он создал первую развернутую периодизацию психического развития. (0-2 года)– физическое развитие ребенка, (2-12 лет)– сенсорное развитие детей, (12-15 лет) – целенаправленное обучение, (15-до совершеннолетия) – развитие чувств.
•нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами)-Ж.Ж.Руссо;
•эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов)- Дж.Локк.
2.Теории псих. развития
Биогенетические теории психического развития человека
Основной предмет исследования- Поиск закономерностей психического развития ребенка.
Основные идеи- Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности.
Факторы развития- Биологический фактор, созревание инстинктов
Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека — первая ставшая известной теория психического развития в детстве
Основной предмет исследования - Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания.
Основные
идеи - Зависимость психического
развития (всех его компонентов
— от моторики до личности)
от созревания нервной системы,
Факторы развития - Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм)
Внедрение новых методов, методик и оборудования для проведения психологических исследований. Мощная эмпирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлечение внимания к важности процессов созревания. Создание нормативов моторного развития .
Сформулировал общий закон развития темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития.
Теория конвергенции двух факторов Вильяма Штерна
Штерн поставил
в центр своих
Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.
Социогенетические теории психического развития человека.
Э.Дюркгейм. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления (целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п.) больших общностей людей. Развитие ребенка происходит в процессе усвоения социального опыта благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.
П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека.
А.Валлон подчеркивал неразрывную связь социума и психики ребенка. Человеческое дитя есть существо генетически социальное, социальная природа человека не появляется путем внешних влияний, а изначально включена в его биологию. Он показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, имеют отношения людей и способы их поведения.
Рене Заззо. Он исследовал взаимодействие наследственности среды в психическом развитии. Он полагал, что эти факторы не являются противоположными друг другу: благодаря своей наследственности человек создает новую среду; среда же дает наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.
М.Мид. Характер и способности людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся и от устройства общества, в котором они родились и воспитаны. Различия между членами разных культур, как и различия между индивидами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к различиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве.
Отечественная возрастная психология
К.Д.Ушинский. Психическое развитие ребенка имеет свои закономерности. Согласно его представлениям, человеческой природе свойственны два внутренних свойства – стремление к деятельности и стремление к совершенству. Стремление к деятельности есть основа всех человеческих действий и свершений. Стремление к совершенству составляет предпосылку нравственного воспитания человека. Внутренние свойства составляют предпосылки воспитания: на что будет направлена деятельность человека и к какому идеалу он будет стремиться, зависит от общественных условий его жизни. Возможности воспитания велики, если его средства будут соответствовать природе человека.
П.П.Блонский. В качестве предмета психологии он считал поведение; основным методологическим принципом – генетический, или исторический подход к изучению психики. Стержневой проблемой психологии развития П.П.Блонский полагал проблему возраста. Возрастом он называет эпоху или стадию развития, которая характеризуется определенным сочетанием устойчивых и специфических психологических структур.
С.Л.Рубинштейн. Сформулировал методологический принцип изучения психического развития детей в процессе обучения и воспитания - Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, осваивая под руководством взрослых содержание человеческой культуры.
А.Н.Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности- движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.
4 Вопрос . Категория «развитие» в психологии.
Стремление исследователей проникнуть в сущность процесса психического развития человека породило проблему психического развития в возрастной психологии.
Все изменения, происходящие в психике ребенка, можно разделить на количественные и качественные.
Информация о работе Основные теории и подходы к психическому развитию в психологии