Основные теории и подходы к психическому развитию в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:02, лекция

Описание работы

Гераклит. Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Протагор. С точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте.

Файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

2 Вопрос. Основные теории  и подходы к психическому развитию  в психологии.

Подходы. Античность.

Гераклит. Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.

Протагор. С точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте.

 Демокрит . Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов. Душа является источником активности, энергии для тела. Существуют две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. Моральные принципы не даются человеку от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе.

Сократ- душа источник нравственности. Нравственность отличает человек от др. живых существ.Он доказал, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание врожденных способностей. Поэтому большое значение придавалось развитию у детей способности к самоанализу, их с раннего возраста приучали осознавать и различать свои состояния и желания.

Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души, которые не всегда возможно примирить при помощи разума. Говорил об ощущении, памяти и мышлении. Он  первым  заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе.

Аристотель  заговорил о природосообразности воспитания и необходимости применения педагогических методов в соответствии с уровнем психического развития ребенка. Он разделил детство на три периода – до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года.

Средние века. Период, когда душу должна изучать- религия, а псих-гия –псих. Процессы. Развитие человека- развитие познават. процессов.

Плотин.  Учение о душе впервые становится учением о явлениях сознания, понятого как самосознание, а самосознание служит основой единства сознания, личности человека, способного к интроспекции –наблюдению и анализу собственных состояний.

Августин. Считал душу орудием, которое правит телом, ее основу образует воля, а не разум. Он ввел понятие о врожденной активности души – основе ее развития. Именно эта активность, направляя  познание и поведение человека, является основой его воли.

Восток. Арабские ученые настаивали на том, что исследования психического развития детей должны основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Ибн Рушд доказывал, что необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов,

присущих  его душе, показал зависимость  восприятия окружающего мира от свойств  нервной системы.

Ибн Сина : Зависимость психики от головного мозга. Выяснение зависимости душевных явлений от телесного устройства и общих сил природы. Изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способно физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды.

Возрождение. В этот период широко распространились идеи гуманистического воспитания и обучения , принципы наглядности и природосообразности.

 Роджер Бэкон. Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы обучения детей не отвечают задаче развития их интеллекта. Надо учитывать особенности зрения и моторики, главное для ребенка- обучение.

Э.Роттердамский и Я.Коменский стремились к соответствию с естественными методами, к учету психических возможностей детей. Понимали под природой прежде всего не внутреннюю природу детей, их мир и психические особенности, но окружающий мир, в котором существуют примеры перехода от простой, низкоорганизованной материи к сложным, высокоорганизованным существам, приходили к выводу о наличии соответствующих периодов в психическом развитии детей.

Новое время. Обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие.

Ф.Бэкон выступал в поддержку опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека, правильное обучение, а не способности является основой успешности деятельности.

Рене Декарта. Главный инструмент познания – это душа, причем психика и сознание тождественны ,бессознательных процессов в душе не существует и человек всегда осознает свои мысли и чувства.

Лейбниц. Разработка понятия о бессознательной психике, доказал, что психические процессы протекают реально, их осознаваемости субъектом, доказывалась активная природа психического, имеющего собственную детерминацию и непрерывно развивающегося от одного уровня к другому.

Спиноза. Единая, вечная субстанция – Природа, которая является единственной реальностью. Выделены два основных свойства Природы – душа и тело, они обладают такими качествами, как мышление и протяжение.  Интуитивное знание является ведущим.

Д.Гартли. Выделил 2 круга вибраций – большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека.

Д.Локк. Сознание ребенка при рождении- чистая доска. Всякое знание базируется на чувственном опыте человека и выделил 2 вида этого опыта- рефлексию ( знание о душе, о внутреннем мире человека ) и ощущения- основа знаний о внешнем мире.

Ж.Ж.Руссо . Писал о природосообразном характере обучения. Руссо подчеркивал, что существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе, он создал первую развернутую периодизацию психического развития. (0-2 года)– физическое развитие ребенка, (2-12 лет)– сенсорное развитие детей, (12-15 лет) – целенаправленное обучение, (15-до совершеннолетия) – развитие чувств.

•нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами)-Ж.Ж.Руссо;

•эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов)- Дж.Локк.

2.Теории псих. развития

  • биогенетические (биологизаторские),
  • социогенетические (социологизаторские) 
  • теории конвергенции двух факторов.

Биогенетические теории психического развития человека

  • Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии (С.Холл)

Основной предмет исследования- Поиск закономерностей психического развития ребенка.

 Основные идеи- Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности.

Факторы развития- Биологический фактор, созревание инстинктов

Постановка проблемы взаимосвязи  между историческим и индивидуальным развитием человека — первая ставшая  известной теория психического развития в детстве 

  • Нормативный подход к психическому развитию ребенка (А.Геззел)

Основной  предмет исследования - Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания.

 Основные  идеи - Зависимость психического  развития (всех его компонентов  — от моторики до личности) от созревания нервной системы,  неравномерность темпа психического  развития, замедление темпа на  протяжении детства. Необходимость  контроля за развитием

Факторы развития - Биологический фактор, генетически  заданное созревание (преформизм)

Внедрение новых  методов, методик и оборудования для проведения психологических  исследований. Мощная эмпирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлечение внимания к  важности процессов созревания. Создание нормативов моторного развития .

Сформулировал общий закон развития  темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития.

Теория  конвергенции двух факторов Вильяма  Штерна

Штерн поставил в центр своих исследовательских  интересов анализ духовного развития ребенка, формирования целостной структуры  личности ребенка. Штерн считал, что  личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно  действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил  из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.

Конфликт  между внешними воздействиями (давлением  среды) и внутренними склонностями ребенка имеет  принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные  эмоции служат стимулом для развития самосознания. Эмоции связаны с оценкой  окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии  у детей.

Социогенетические теории психического развития человека.

  • Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе

Э.Дюркгейм. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления (целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п.) больших общностей людей. Развитие ребенка происходит в процессе усвоения социального опыта благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.

П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека.

  • Французская генетическая психология

А.Валлон подчеркивал неразрывную связь социума и психики ребенка. Человеческое дитя есть существо генетически социальное, социальная природа человека не появляется путем внешних влияний, а изначально включена в его биологию. Он показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, имеют отношения людей и способы их поведения.

 Рене Заззо. Он исследовал взаимодействие наследственности среды в психическом развитии. Он полагал, что эти факторы не являются противоположными друг другу: благодаря своей наследственности человек создает новую среду; среда же дает наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

  • Американская школа культурной антропологии

М.Мид. Характер и способности людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся и от устройства общества, в котором они родились и воспитаны. Различия между членами разных культур, как и различия между индивидами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к различиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве.

Отечественная возрастная психология

К.Д.Ушинский. Психическое развитие ребенка имеет свои закономерности. Согласно его представлениям, человеческой природе свойственны два внутренних свойства – стремление к деятельности и стремление к совершенству. Стремление к деятельности есть основа всех человеческих действий и свершений. Стремление к совершенству составляет предпосылку нравственного воспитания человека. Внутренние свойства составляют предпосылки воспитания: на что будет направлена деятельность человека и к какому идеалу он будет стремиться, зависит от общественных условий его жизни. Возможности воспитания велики, если его средства будут соответствовать природе человека.

П.П.Блонский. В качестве предмета психологии он считал поведение; основным методологическим принципом – генетический, или исторический подход к изучению психики. Стержневой проблемой психологии развития П.П.Блонский полагал проблему возраста. Возрастом он называет эпоху или стадию развития, которая характеризуется определенным сочетанием устойчивых и специфических психологических структур.

С.Л.Рубинштейн. Сформулировал методологический принцип изучения психического развития детей в процессе обучения и воспитания - Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, осваивая под руководством взрослых содержание человеческой культуры.

А.Н.Леонтьев разработал общепсихологическую  теорию деятельности- движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Вопрос . Категория «развитие» в психологии.

Стремление  исследователей проникнуть в сущность процесса психического развития человека породило проблему психического развития в возрастной психологии.

Все изменения, происходящие в психике ребенка, можно разделить на количественные и качественные.

Информация о работе Основные теории и подходы к психическому развитию в психологии