Основные теории и подходы к психическому развитию в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:02, лекция

Описание работы

Гераклит. Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Протагор. С точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте.

Файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие  психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Категории развития

Для общей  интегральной характеристики процессов  развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории:

  • роста,
  • созревания,
  • дифференциации,
  • научения,
  • запечатления (импринтинга),
  • социализации (культурного социогенеза).
  • Рост. Представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно – одномерное количественное рассмотрение процессов развития. Рост сводится к количественным изменениям,  развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
  • Созревание. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием  наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д.
  • Дифференциация. Дифференциация обозначает просто общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения.
  • Научение – Научение - продолжительные изменения поведения, происходящие на основе опыта, упражнения или наблюдения. Научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.
  • Запечатление (импритинг). Понятие запечатления используется для обозначения процессов непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного (реже – продолжительного) воздействия конкретного образца.
  • Социализация (культурный социогенез). В понятии социализации выделяют две стороны. Первая – это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая – социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам.

Типы развития

В психологии выделяются 2 основных типа развития:

1)    Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);

2)    Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка).

Психическое развитие – закономерное изменение  психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. (культурного социогенеза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 вопрос Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

 Единство развития, обучения  и воспитания.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь  и взаимопроникновение этих процессов.

В детском возрасте психическое  развитие и обеспечивающее его обучение невозможны без созревания и совершенствования морфофункциональных механизмов мозга. Необходимо понимание того, как происходит это созревание, что зависит от генетической программы, а что – от условий, в которых происходит развитие.

Традиционная проблема соотношения  обучения и развития, прежде всего  познавательного, в настоящее время  трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.

1. Образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.

2. Развитие науки, обогащение  и увеличение объема знаний, т.е.  обучение должно быть направлено  на формирование у обучающихся  способов самостоятельного и  непрерывного самообразования.

3. Выявление соотношения обучения  и развития личности позволяет  устранить с помощью обучения  кажущуюся ограниченность возрастных  особенностей учащихся, расширить  их возможности.

4. Признание приоритета принципа  развивающего образования, развитие  теории личности, создание концепции  развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Л. С. Выготский описывает три основные попытки разрешить проблему соотношения обучения и развития, которая значима и по сей день.

Первая заключается в признании  того, что развитие и обучение —  независимые процессы.

Вторая точка зрения состоит  в том, что обучение и развитие сливаются воедино.

Согласно третьей точке зрения, между обучением и развитием  существует тесная связь.

 

Психическое развитие и созревание

У ребенка освоение человеческой культуры совершается в переплетении с  созреванием «натуральных» психических  функций, т.е. биологических структур. Это проявляется в наличии  сензитивных периодов развития.

Сензитивные периоды – это временные интервалы, на протяжении которых роль влияний внешней среды в развитии ребенка – как позитивных, так и негативных – существенно возрастает. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к обучению, но в то же время интенсивно развивающиеся функции более подвержены неблагоприятному воздействию и повреждению.

 

Подбор средств, содержания и методов  обучения

Эффективность образования и психического развития зависит от того, насколько  средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

 

Основные направления разработки проблемы обучения и развития

В отечественной психологии можно  выделить две основные линии разработки проблемы обучения и развития:

  • выявление действий, при которых обучение становится развивающим,
  • определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей.

Отечественные разработки проблемы обучения и развития

  • решающее значение придается изменению содержания обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов),
  • развивающий эффект обучения достигается посредством усовершенствования обучения (Л.В.Занков и др.),
  • эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности (Н.А.Менчинская, Д.И.Богоявленский, Е.И.Кабанова-Миллер и др.),
  • исследование воздействия разных методов обучения (Б.Г.Ананьев, А.А.Люблинская и др.),
  • исследование влияния поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.),
  • исследование роли проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин).

 

 

 

 

11 вопрос. Схема периодизации псих. Развития В. И. Слободчикова.

Среди современных исследователей большой  интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова. Он предложил выделять периоды в зависимости от уровня становления субъективности человека в онтогенезе.

В его периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени –  это новое рождение в новую  форму жизни, кризис рождения – это  кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.

1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;

2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;

3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;

4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;

5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 вопрос. Новообразования в младенчестве.

Новообразования младенческого возраста

Самые главные приобретения — ходьба и первые слова.

К концу первого года ребенок приобретает  способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия.

В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.

По  мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия

 

Отличия кризисов взрослости от детских кризисов.

1 Кризис новорожденности  От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни.

2 Психологические новообразования: Потребность в общении, Базовое доверие к миру, Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний,  Различение близких и посторонних людей , Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета), «Истинное» подражание,  Предметное восприятие,  Автономная речь, Ходьба,  Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия. Кризис 1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности.

  3 Психологические новообразования: Овладение предметными Действиями, Символическое, замещающее действие,  Предметная игра, Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности, Активная речь , Наглядно – действенное мышление, Личное действие, Сознание «Я сам», Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними. Кризис 3 лет .Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение».

4 Психологические Новообразования :Воображение, Наглядно -образное мышление, Начала понятийного Мышления , Новые мотивы поведения, Соподчинение, иерархия мотивов, Произвольность поведения, Первичные этические инстанции, Самосознание, Самооценка, Практическое овладение речью, развитие функций речи. Кризис  7 лет: Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

5 Психологические новообразования Понятийное мышление, Внутренний план действий, Рефлексия -интеллектуальная, и личностная,  Новый уровень произвольности, поведения, Самоконтроль и самооценка, Ориентация на группу Сверстников, Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности. Кризис предподростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.

6 Психологические новообразования: Чувство взрослости- новый уровень самосознания, Стремление к самоутверждению, Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей, Я -концепция, Формально-логическое (рассуждающее) мышление Рефлексия. Кризис перехода к юности (15-18 лет)- Становление человека как субъекта собственного развития.

7 психологические новообразования: Потребность самоопределения, Готовность к личностному и профессиональному самоопределению, Жизненные планы, Устойчивое самосознание, Идентичность, Ценностные ориентации, Мировоззрение внутренняя позиция мужчины(или женщины).Кризис перехода к взрослости(18-20 лет). «Отрыв от родительских корней».

Информация о работе Основные теории и подходы к психическому развитию в психологии