Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:02, лекция
Гераклит. Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Протагор. С точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте.
Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Категории развития
Для общей интегральной характеристики процессов развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории:
Типы развития
В психологии выделяются 2 основных типа развития:
1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);
2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка).
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. (культурного социогенеза).
8 вопрос Взаимосвязь обучения,
воспитания и развития в
Единство развития, обучения и воспитания.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов.
В детском возрасте психическое развитие и обеспечивающее его обучение невозможны без созревания и совершенствования морфофункциональных механизмов мозга. Необходимо понимание того, как происходит это созревание, что зависит от генетической программы, а что – от условий, в которых происходит развитие.
Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.
1. Образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.
2. Развитие науки, обогащение
и увеличение объема знаний, т.е.
обучение должно быть
3. Выявление соотношения
4. Признание приоритета принципа
развивающего образования,
Л. С. Выготский описывает три основные попытки разрешить проблему соотношения обучения и развития, которая значима и по сей день.
Первая заключается в
Вторая точка зрения состоит в том, что обучение и развитие сливаются воедино.
Согласно третьей точке зрения, между обучением и развитием существует тесная связь.
Психическое развитие и созревание
У ребенка освоение человеческой культуры
совершается в переплетении с
созреванием «натуральных»
Сензитивные периоды – это временные интервалы, на протяжении которых роль влияний внешней среды в развитии ребенка – как позитивных, так и негативных – существенно возрастает. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к обучению, но в то же время интенсивно развивающиеся функции более подвержены неблагоприятному воздействию и повреждению.
Подбор средств, содержания и методов обучения
Эффективность образования и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
Основные направления
В отечественной психологии можно выделить две основные линии разработки проблемы обучения и развития:
Отечественные разработки проблемы обучения и развития
11 вопрос. Схема периодизации псих. Развития В. И. Слободчикова.
Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова. Он предложил выделять периоды в зависимости от уровня становления субъективности человека в онтогенезе.
В его периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.
1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;
2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;
3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;
4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;
5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.
18
вопрос. Новообразования в
Новообразования младенческого возраста
Самые главные приобретения — ходьба и первые слова.
К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия.
В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.
По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия
Отличия кризисов взрослости от детских кризисов.
1 Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни.
2 Психологические новообразования: Потребность в общении, Базовое доверие к миру, Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний, Различение близких и посторонних людей , Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета), «Истинное» подражание, Предметное восприятие, Автономная речь, Ходьба, Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия. Кризис 1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности.
3 Психологические новообразования: Овладение предметными Действиями, Символическое, замещающее действие, Предметная игра, Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности, Активная речь , Наглядно – действенное мышление, Личное действие, Сознание «Я сам», Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними. Кризис 3 лет .Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение».
4 Психологические Новообразования :Воображение, Наглядно -образное мышление, Начала понятийного Мышления , Новые мотивы поведения, Соподчинение, иерархия мотивов, Произвольность поведения, Первичные этические инстанции, Самосознание, Самооценка, Практическое овладение речью, развитие функций речи. Кризис 7 лет: Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
5 Психологические новообразования Понятийное мышление, Внутренний план действий, Рефлексия -интеллектуальная, и личностная, Новый уровень произвольности, поведения, Самоконтроль и самооценка, Ориентация на группу Сверстников, Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности. Кризис предподростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.
6
Психологические
7 психологические новообразования: Потребность самоопределения, Готовность к личностному и профессиональному самоопределению, Жизненные планы, Устойчивое самосознание, Идентичность, Ценностные ориентации, Мировоззрение внутренняя позиция мужчины(или женщины).Кризис перехода к взрослости(18-20 лет). «Отрыв от родительских корней».
Информация о работе Основные теории и подходы к психическому развитию в психологии