Основные вехи формирования и развития психоанализа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:38, реферат

Описание работы

Психоанализ был создан в конце XIX века. Его основоположником является Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психотерапевт. Вековая история крепко связала психоанализ с именем его создателя. Сейчас практически у каждого они на слуху, но, к сожалению, не многие имеют четкие представления о том, кто же такой Зигмунд Фрейд и что из себя представляет его вклад в науку. Пережив взлеты и падения, запрещение и возрождение в ряде стран, психоанализ продолжает жить. В настоящее время все еще ведутся дискуссии и споры о его эффективности и основательности, но, тем не менее,

Файлы: 1 файл

Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет 
 
 
 
 

Реферат по истории психологии

на тему:

«Основные вехи формирования и развития психоанализа в России» 
 
 
 

                    Подготовила:

                    студентка 3 курса

                    вечернего отделения

                    факультета  психологии

                    Малодворская Д.Д. 
                     
                     

Преподаватель:                                                                                Макаров Ю. А. 
 
 
 
 
 

2010 г

Что есть психоанализ? Краткий  экскурс.

«Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии…»

Психоанализ был создан в конце XIX века. Его основоположником является Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психотерапевт. Вековая история крепко связала психоанализ с именем его создателя. Сейчас практически у каждого они на слуху, но, к сожалению, не многие имеют четкие представления о том, кто же такой Зигмунд Фрейд и что из себя представляет его вклад в науку.  Пережив взлеты и падения, запрещение и возрождение в ряде стран, психоанализ продолжает жить. В настоящее время все еще ведутся дискуссии и споры о его эффективности и основательности, но, тем не менее, он столь органично вписался в окружающий нас мир, что столкнуться с его проявлениями можно практически во всех областях жизни – медицине, философии и религии, искусстве, естественнонаучных и гуманитарных науках и т.д.  Его влияние на индивидуальное и общественное сознание оказалось столь значительным, что он стал неотъемлемым элементом современной культуры. Именно поэтому для любого образованного человека имеет смысл знать необходимый минимум о психоаналитическом учении.  

Чаще  всего психоанализ рассматривается  с таких позиций : как теория личности и психопатологии,  метод терапии личностных расстройств, и метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивида. Главная цель психоанализа – понять скрытые мотивы действий, поступков и мнений, основу психологических и моральных установок.   

Выросший  на почве урбанизации, ускоренного развития культуры и мобильности, которые привели к нарушениям психологических связей между людьми, психоанализ отделился от стандартной терапии, он приобрел форму общения пациента и врача.  

Зигмунд Фрейд  настаивал, что попытки  объяснить психику человека с  материалистической и медицинской  точек зрения совершенно не оправдываются  при практическом психологическом  консультировании. Долгое время Зигмунд Фрейд вместе с Йозефом Брейером разрабатывает метод лечения неврозов, который впоследствии получил название «абреакция». Важной датой в истории психоанализа явилось 24 июля 1895 года. В этот день, а точнее, ночь, Зигмунд Фрейд увидел сон, после которого он пришел к выводу: сновидения имеют смысл. В последствии, размышления на эту тему подтолкнули его к созданию теории сновидений и методу свободных ассоциаций.  

Термины, привнесенные в науку Фрейдом, составляют немалый процент от всех терминов в психологии. Предложенная им структура  личности (Ид ,Эго и Супер-эго) стала основой для работ множества ученых. История психоанализа представляет собой постоянную схватку между теми кто «за» и теми, кто «против». Несогласие с воззрениями Фрейда привело к образованию множества ответвлений от классического психоанализа. Примером могут служить Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм и другие, кто основал свои школы на базе идей Фрейда. Многих, что вполне объяснимо на заре ХХ века, отпугивала теория сексуальности и то, какое важнее место она занимает в психоанализе и в жизни человека. Впрочем, споры о том, стоит ли считать основной инстинкт действительно основным в нашей психике, ведутся до сих пор. 

Позднее в ХХ веке психоанализ стал обретать популярность. Он стал широко известен в Европе, а присоединение К.Г.Юнга в 1910 году дало новый импульс к развитию. Наибольшее распространение психоанализ получил в Западной Европе и в США, где по сей день самая сильная ассоциация психоаналитиков, а в 60-х годах знаменитая сексуальная революция популяризировала многие научные постулаты. Сегодня психоанализ понемногу теряет популярность, уступая место всевозможным авторским методикам (психодрама, метод семейных расстановок и так далее).

В современной  науке активно обсуждаются некоторые  спорные моменты учения Фрейда, такие  как научность используемых понятий, реальный лечебный эффект психоанализа и долговременное влияние фрейдизма  на общество.

Изречения:

   Фрейд З.: «О психоанализе можно было бы сказать: кто дает ему палец, того он держит уже за всю руку».

     «...психоанализ — особая отрасль  знания, очень трудная для понимания  и обсуждения».

   «...позволю  себе высказать надежду, что я  открыл дорогу важному прогрессу  нашего познания».

   «Еще  несколько слов о судьбах психоанализа в нашем столетии. Уже не подлежит сомнению, что он будет существовать, он доказал свою жизнеспособность к развитию как отрасль науки и как терапевтический прием».

   Бердяев Н.: «У Фрейда нет обычной психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естественной сексуальности. <...> Но склонность школы Фрейда объяснять все, вплоть до религиозной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров».

   Медавар П.: «Начинает распространяться мнение, что психоаналитическая догма является самым замечательным заблуждением интеллектуального сознания XX века, а также явлением без будущего, представляющим собой в истории идей нечто подобное динозавру или цеппелину: огромную структуру, основанную на абсолютно ложной концепции, которая не будет иметь продолжений».

   Цвейг С.: «Этот новый, навстречу жизни идущий метод Фрейда не только изменил взгляд на психику индивидуума, но дал другое направление всем основным вопросам культуры и ее генеалогии». 

Психоанализ в России. 

Психоанализ в дореволюционной  России. 

В то время  как в Европе критики раскладывали психоанализ и его творца по полочкам, Россия приняла его с распростертыми объятиями. Началось все в начале XX века , можно сказать, что даже и раньше. Заложило фундамент развития психоанализа знакомство З.Фрейда с русским неврологом Л.О.Даршкевичем, их совместный доклад и вышедшая статья (1885-1886 гг.). Московский врач В. М. Даркшевич использовал вновь открытый катарсический метод Брейера—Фрейда (Breuer J.—Freud S.) для лечения алкоголиков и нервнобольных. 

Как писал  Александр Эткинд во введении к своей  знаменитой книге «Эрос Невозможного или История психоанализа в России»: «Русская традиция не знала и до сих пор не знает такой специализации  профессионалов, какая привычна на Западе; академическая и художественная культуры были в ней слиты одними и теми же духовными влияниями  и политическими идеями. В истории  психоанализа в России участвуют  не только врачи и психологи, но и  поэты-декаденты, религиозные философы и профессиональные революционеры».

Подвижная, изменчивая и пластичная культурная среда «серебряного века» стала благодатной почвой для идей Ницше и Фрейда. Военные поражения, ошибки царя, шаткость власти и осознание беспомощности – все это подтолкнуло к жадному принятию столь интригующих воззрений. Идеи романистов – любовь и смерть – крепко укоренились в культурной прослойке общества – философия В. Соловьева, повести Л. Толстого, драмы Л. Андреева и психоанализ Шпильрейн.

Идеи  Ницше были восприняты как мотив к действию. Как писал А. Бенуа : „идеи Ницше приобрели тогда прямо злободневный характер (вроде того, как впоследствии приобрели такой же характер идеи Фрейда)". Хотя они подразумевали под собой лишь «мысли в слух» , в России они приобрели практический характер. Идеи «нового человека, сверхчеловека» захватили умы интеллигенции. Развитие шло под лозунгами Ницше и Маркса.

С начала 10-х и вплоть до 30-х годов психоанализ был одной из важных составляющих русской интеллектуальной жизни. Необычные идеи Зигмунда Фрейда воспринимались быстро и без ожесточенного сопротивления, которое они встречали на Западе. В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, психоанализ был известен в России более, чем во Франции и даже, по некоторым свидетельствам, в Германии. В России, писал Фрейд в 1912 году, „началась, кажется, подлинная эпидемия психоанализа".

У Эткинда  мы читаем: «В более универсальном плане смысл того, что Фрейд написал о России и русских, сводится к следующему. Русские ближе к своей бессознательной сущности, чем народы Запада. Поэтому психоанализ встречается у русских меньшее сопротивление; поэтому русские такие благодарные пациенты и ученики; поэтому русские предвосхитили открытие самых глубоких тайн бессознательного, и более всего влечение его к смерти. Но, соответственно, силы эго, сознания, дисциплины у них развиты меньше, чем у народов Запада. Поэтому их влечения так неукротимы и отделены пропастью от их же благородного образа мыслей».

Россия  являлась одной из немногих стран, где  уже в 1904 году появилась переведенная на русский язык работа З.Фрейда "О  сновидениях". С этого времени  началось практическое знакомство русских  ученых с психоаналитическими идеями Фрейда.

Дореволюционный период психоанализа в России можно  подразделить еще на два. Первый датируется 1904-1909 годами – первоначальное ознакомление русских ученых с психоаналитическими идеями, а также отдельными попытками применить их в клинической практике.

Энтузиастом и популяризатором нового терапевтического метода стал В. П. Сербский, возглавивший после смерти С. С. Корсакова (1900) Психиатрическую  клинику Московского университета и собравший вокруг себя группу молодых  врачей (с 1904 по 1910 г. в нее вошли  Н. Е. Осипов, Ю. В. Каннабих, М. М. Асатиани, М. В. Вульф, И. А. Бирштейн, И. Д. Ермаков и др.). Концепции и методики Фрейда не всеми принимались охотно, поскольку в большинстве своем московские и петербургские психиатры были ориентированы на «физиологический» подход к проблемам души; наиболее влиятельной в России оставалась психорефлексологическая школа В. М. Бехтерева. Тем не менее к 1908 г. стало возможным говорить о существовании, по крайней мере в Москве, устойчивого объединения врачей и психологов, избравших и широко внедряющих в практику психоаналитические идеи.

        С осени 1908 г. при Психиатрической клинике Московского университета под руководством   В. П. Сербского функционирует психотерапевтическая амбулатория, где используются психоанализ, гипноз, катарсический метод и ассоциативный эксперимент Юнга (Jung C. G.). Большое внимание уделяется идее гипноаналитической терапии (синтез гипноза и психоанализа). Все более широкое развитие получает психотерапия в клинике соматических болезней. В это же время в печати появляются первые профессиональные работы российских психоаналитиков, главным образом популяризационного характера. Н. Е. Осипов — «Психология комплексов и ассоциативный эксперимент» (1908); он же: «О психоанализе» (1910) и др.

А.А. Певницкий был одним из первых отечественных врачей, который в 1907 году применил метод Брейера - Фрейда для лечения нервнобольных, а 13 марта 1908 г. на заседании научного собрания врачей Санкт-Петербургской клиники душенных и нервных заболевании сделал доклад «Случаи навязчивых состояний, леченные по психоаналитическому методу Брейера - Фрейда», в котором изложил результаты своей клинической деятельности. Рассказав об истории болезней шести пациентов, где применение данного метода лечения дало положительные результаты, он подчеркнул, что в одном случае психоанализ способствовал быстрому излечению от страданий, испытываемых человеком на протяжении 25 лет.  

Второй  этап начинается с 1910 года, когда стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение  вопросов психического лечения и  прикладной психологии», редактором которого был Н.А. Вырубов. В журнале с  самого начала были широко представлены психоаналитические материалы как  теоретического, так и клинического характера. Количество научных работ психоаналитической ориентации возрастает за 4 года с 40 до 90%. В 1911 году в журнале публикуются переведенные на русский язык некоторые работы Фрейда. К ним относятся, в частности, такие фрейдовские статьи, как «К психологии любовной жизни", «О «диком» психоанализе», «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Поэт и фантазия». В дальнейшем на страницах журнала периодически появляются переводы работ А. Адлера, Э. Вехберга, В. Штекеля, К. Юнга и других известных в то время психоаналитиков. Психоаналитические статьи все чаще появляются и в таких периодических изданиях, как «Современная психиатрия» и «Журнал невропатологии и психиатрии им С. С. Корсакова».

Информация о работе Основные вехи формирования и развития психоанализа в России