Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:38, реферат
Психоанализ был создан в конце XIX века. Его основоположником является Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психотерапевт. Вековая история крепко связала психоанализ с именем его создателя. Сейчас практически у каждого они на слуху, но, к сожалению, не многие имеют четкие представления о том, кто же такой Зигмунд Фрейд и что из себя представляет его вклад в науку. Пережив взлеты и падения, запрещение и возрождение в ряде стран, психоанализ продолжает жить. В настоящее время все еще ведутся дискуссии и споры о его эффективности и основательности, но, тем не менее,
С 1913 г. публикуются статьи И. Д. Ермакова. Московские врачи используют психоаналитические методики и в прикладной сфере — приложении к социальным и культурным проблемам, к произведениям литературы и искусства (работы Н. Е. Осипова, И. А. Бирштейна и др.).
На протяжении
четырех лет до начала первой мировой
Войны в России были изданы такие
работы Фрейда, как "Психопатология
обыденной жизни" (М., 1910), "О
психоанализе. Пять лекции" (М., 1911), "Три
статьи о теории полового влечения"
(М., 1911), "Психологические этюды"
(М., 1912), "Бред и сны в "Градиве"
В. Йенсена" (Одесса, 1912), "Психология
сна" (М., 1912), "Леонардо да Винчи"
(М., 1912), "Психоанализ детского страха.
Анализ фобии пятилетнего мальчика"
(М., 1912), "Толкование сновидений" (М.,
1913). Публикация работ Фрейда и его последователей,
реферативные и аналитические материалы
о психоаналитической литературе, освоение
психоаналитических методов лечения в
клинической практике и обсуждение их
результатов - все это способствовало
объединению части русских врачей и ученых
с целью профессиональной разработки
теории и практики психоанализа.
Согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джонсу, в мае 1911 года Л. Дрознес из Одессы позвонил Фрейду в Вену и сообщил об организации Русского психоаналитического общества, основателем которого были Н. Вырубов, Н. Осипов и другие психоаналитически ориентированные врачи и ученые. (Правда, факт основания данного общества документально не подтвержден). В том же году в Москве образовался психиатрический кружок «Малые пятницы», председателем которого был В.П. Сербский. Наряду с ведущими русскими психотерапевтами, в бюро кружка входили Н. Осипов, М. Асатиани, О. Фельцман и другие врачи, интересовавшиеся психоанализом. Поэтому в различного рода докладах и обсуждениях на этом кружке значительное внимание уделялось психоаналитической проблематике.
В то же время полоса расколов в мировом психоаналитическом движении начала 10-х гг. затрагивает российскую науку. Далеко не всем пришлась по вкусу сексуальная теория; большинство искали способы отказаться от «пансексуализма», заменить главенство либидо главенством инстинкта самосохранения (Залкинд А. Б.), социального чувства и стремления к божественности (Бирштейн И. А.). К 1912-1913 гг. часть психоаналитиков отошла от фрейдовского психоанализа к индивидуальной психологии Адлера, чья идея органического субстрата психоневрозов была традиционно ближе российской «физиологической» психиатрии, а понятие «комплекса недостаточности» резонировало с одной из центральный идей русской философии — с идеей преодоления человеком собственных границ ради сближения с Богом (Соловьев В. Ф., Бердяев Н. А. и др.). Аналитическая психология Юнга особой популярности в России не приобрела.
Первые
русские психоаналитики занимали престижные
позиции в медицинском мире, были
тесно связаны с литературными
и политическими кругами. Психоанализ,
который проходили в 10-е годы Эмилий
Метнер и Иван Ильин, был одной из подспудных
причин раскола в символизме, повлиявшего
на судьбу и творчество его лидеров. Под
влиянием многочисленных переводов Фрейда
в языке русских интеллектуалов, от Вяч.
Иванова до К. Станиславского, распространяется
слово „подсознание" (специфическое
для психоанализа в отличие от более старого
слова „бессознательное").
Изречения:
Бердяев Н.А.: «История есть трагедия духа. Это значит, что дух в исторической объективации перерождается во что-то уже не похожее на дух. Творческий субъективный дух не может себя узнать в своих исторических объективациях».
«Человек был раздавлен историей, всгда был раздавлеен. История была судьбой человека, но судьба человека никогда не интересовала историю. Несоизмеримость между историей и личной человеческой судьбой и есть трагедия истории, трагедия безысходная в пределах самой истории, требующая ее конца».
Соловьев B.C.: «Они хотят охранить истину — и хоронят ее. Они решили, что истина не только дана человечеству — что справедливо, — но что она дана в совершенно готовой и окончательной форме, и не только дана, но и сдана на хранение в подлежащее ведомство. И утвердили гроб, и запечатали камень, и поставили стражу».
Фромм Э.: «Все мы святые и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит другого, и не судья ему. Все мы преозре-ли вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером».
Фрейд
З.: «...борьба за психоанализ должна
в будущем решиться там, где было оказано
нам наибольшее сопротивление, — в области
старых центров культуры».
Послереволюционная
история психоанализа
в России.
Первая
мировая война существенно
Некоторые
врачи оказываются на фронте, другие
прекращают клиническую практику (известно,
что в военное и послевоенное
время научные исследования продолжали
М. В. Вульф и Т. К. Розенталь). В 1917
г. умирает В. П. Сербский. В 1919 г. Н. Е.
Осипов эмигрирует в Чехию, и с
этого времени лидером и
С окончанием первой мировой войны и после Октябрьской революции 1917 года психоаналитические идеи вновь получили широкое распространение в России, несмотря на то, что некоторые психоаналитики покинули страну. Они начали использоваться как в психиатрии и психотерапии, так и в педагогике и литературоведении. В Москве, Одессе, Петрограде, Казани, Ростове-на-Дону возникали группы и кружки, участники которых проявляли значительный интерес к теории и практике психоанализа. В постреволюционную Россию возвращаются некоторые психоаналитики, к примеру, С. Шпильрейн, которая долгое время находилась за рубежом и работала в Берлине, Мюнхене, Женеве. Стоит отметить, что решение Шпильрейн о возвращении на родину было поддержано Фрейдом.
В 1921 г. И. Д. Ермаков и М. В. Вульф в целях реабилитации психоаналитического движения создают в Москве «Психоаналитическую ассоциацию исследований художественного творчества». В 1922 г. на основе Ассоциации, при поддержке Главнауки и лично Л. Д. Троцкого и Н. К. Крупской, учреждается Российское психоаналитическое общество (РПО) численностью 14 человек (председатель РПО — И. Д. Ермаков, секретарь — М. В. Вульф). Помимо психоаналитиков «первой волны» в него вошли лица, близкие к высшим кругам власти (Шмидт О. Ю., Блонский П. П.). Работа Общества организуется в двух секциях: медицинской (Вульф М. В.) и педагогической (Блонский П. П.). С этого же года начат выпуск книжной серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека», ставшей фактически первой попыткой ознакомить широкого читателя с психоаналитическими проблемами в систематизированном виде. По 1925 г. включительно в серии выходят новейшие труды Фрейда, Джонса (Jones E.), Ференци (Ferenczi S.), Кляйн (Klein М.), Юнга и др. В 1923 г. происходит слияние РПО с Казанским психоаналитическим обществом, созданным годом раньше и возглавляемым А. Р. Лурия. В том же году Международная психоаналитическая ассоциация принимает решение включить российскую группу в свой состав (решение было подтверждено в 1924 г. на Зальцбургском конгрессе). По своей значимости Русское психоаналитическое общество было фактически третьим центром психоанализа после Вены и Берлина.
Как об этом писал Эткинд : «Руководство Русского психоаналитического общества начала 20-х годов почти полностью составляли видные большевики, намеревавшиеся использовать психоанализ в своих интересах. Москва 20-х годов видела организацию Государственного психоаналитического института (словосочетание, невиданное в истории психоанализа) и Психоаналитического детского дома, специализированного заведения для детей высших партийных функционеров. На психоанализ как на часть своей новой политики делал ставку Троцкий…»
В то же
время в Москве открывается детский
дом "Международная солидарность",
где под руководством В. Шмидт
использовались психоаналитические методы
воспитания и лечения детей. В 1922
году при Наркомате просвещения
на базе этого детского дома создается
Государственный
Своего
апогея русский психоанализ достиг
ближе к середине ХХ века. Роль русских
психоаналитиков на международной психоаналитической
арене была довольно высока, по статистическим
данным она составляли примерно 1/8 часть
всех членов Международной психоаналитической
ассоциации.
В тоже
время, пропорционально разрастанию
коммунистической идеологии, усиливались
давление и критика на учения Фрейда.
Наступление на психоанализ сопровождалось
административными мерами в виде
изгнания психоаналитических методов
исследования и лечения из клиники и исследовательских
лабораторий. В последствии стали появляться
запреты на теорию и практику психоанализа.
14 августа
1925 г. принимается официальное
постановление о закрытии
Деятельность и исследования сторонников психоанализа были прекращены самым решительным образом. Психоанализ был разбит в пух и прах, ибо он был потенциально опасным для политической культуры, создающей систему чудовищного подавления всякого инакомыслия независимо от того, находились ли его носители у подножия или на вершине государственной пирамиды власти.
Последствия
оказались трагическими не только для
русских исследователей, придерживавшихся
психоаналитических воззрений, но и
для зарубежных ученых . Часть бывших
психоаналитиков с этого времени работает
в качестве педологов (среди них С. Н. Шпильрейн,
А. Б. Залкинд). В. Ф. Шмидт уходит на преподавательскую
работу в Коммунистическую академию. А.
Р. Лурия занимается прикладной психологией.
И. Д. Ермаков посвящает время преимущественно
психоанализу произведений литературы;
со временем его труды теряют аналитическую
направленность. В 1940 г. он арестован; в
1941 (по другой версии, в 1942 г.) умирает в
концентрационном лагере.
Специфической особенностью «латентного периода» и формирования «второй волны» психоанализа в России являлось то, что труды Фрейда и его последователей в советской период (в отличие от фашистской Германии) не сжигались, а передавались в так называемые «спецхраны», и таким образом, хотя доступ к ним и ограничивался, он никогда не был закрыт окончательно. В магазинах старой книги можно было приобрести эти работы (изданные на русском языке до 30-х гг.).
«Фрейд внимательно, сначала с надеждой, потом со страхом и, наконец, отчаянием и отвращением следил за развитием событий в Советской России: „Я не собираюсь проводить оценку того громадного культурного эксперимента, который в настоящее время совершается на обширных пространствах между Европой и Азией" (1927). Но уже через три года он признавался С. Цвейгу, что происходящее на этих пространствах заботит его как личная проблема: „Советский эксперимент... лишил нас надежды и иллюзии, не дав ничего взамен. Все мы движемся к тяжелым временам... "» (Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России).
С середины
30-х и на протяжении 40-х годов
публичные упоминания о психоанализе
просто не допускались, да и потом
на протяжении долгих лет психоанализ
ассоциировался с "буржуазной идеологией",
сохранив этот ярлык вплоть до середины
80-х годов.
Изречения:
Шпильрейн С.: «Проф. Фрейд, для которого я стала любимицей, высоко меня оценивает, всем говорит о моей «привлекательной статье», а также очень мил по отношению ко мне лично».
Фрейд З.: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений (о мазохизме — В. Л.). Она обозначает садистский компонент сексуального влечения как деструктивное влечение».
Информация о работе Основные вехи формирования и развития психоанализа в России