Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:14, реферат
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Младший класс дал 75% ошибочных ответов, средний 69% и старший 50%.
Согласно всем данным, следует думать, что память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после начинает медленно понижаться.
2.1 Психологическая
В качестве наиболее общего
основания для выделения
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно –логическую,
по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,
по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.
Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.
Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде,“ золотые ручки .“
Эмоциональная память – память
на чувства. Эмоции всегда сигнализируют
о том, как удовлетворяются наши
потребности и интересы, как осуществляется
наши отношения с окружающим миром.
Эмоциональная память имеет в
жизни и деятельности каждого
человека. Сохраненные в памяти чувства
выступают в виде сигналов, либо
побуждающих к действию, либо удерживающих
от действий вызвавших в прошлом
отрицательные переживания. Способность
сочувствовать другому
Образная память –память
на представления, картины природы
и жизни, а также на звуки, запахи,
вкусы. Она обладает зрительной, слуховой,
осязательной, обонятельной, вкусовой.
Если зрительная и слуховая память
обычно хорошо развиты и играют ведущую
роль в жизненной ориентировке всех
нормальных людей, то осязательную, обонятельную
и вкусовую память в известном
смысле можно назвать
Содержанием словесно –логической
памяти являются наши мысли. Мысли не
существуют без языка, поэтому память
на них и называется не просто логической,
а словесно –логической. Поскольку
мысли могут быть воплощены в
различную языковую форму, то воспроизведение
их можно ориентировать на передачу
только основного смысла материала,
либо его буквального словесного
оформления. Существует, однако, и такое
деление на виды, которое прямо
связано с особенностями самой
актуально выполняемой
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти.
Каждый знает, что огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий, формируется основная и по их объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.
Существует еще одна теория видов памяти.
Вот что Рубинштейн рассматривал
под видами памяти, он считал , что
виды памяти дифференцируются в зависимости
от того, что запоминается или воспроизводится.
Воспроизведение может
Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.
С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений как “ память тела “ и “ память духа “.
Такой надрыв между ними совершенно ложен. Он отражает дуализм Бергсона, для которого тело, и в частности мозг, есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти хотя и не тождественны но тесно связаны между собой.
Виды памяти дифференцируются
также и в зависимости от того,
как совершается запоминание. В
зависимости от характера деятельности,
в ходе которой совершается
2.2 Типология видов памяти.
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Для индивидуализированного учета особенностей процессов сохранения и воспроизведение конкретного человека, недостаточно, поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи –двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в запоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ, у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления, у третьего- двигательные, текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдается смешанные, зрительно – слуховой типы памяти.
У большинства людей
Далее память у людей различается:
по быстроте запоминания,
по его прочности или длительности,
по количеству или объему запоминаемого материала,
по точности.
В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.
Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у Фрейда.) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй прочнее. Первый по преимуществу образный, второй – речевой.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь ввиду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и так далее.), зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной легкости к тому, что подлежит запоминанию.
2.3 Основные психологические особенности памяти.
Психологическое изучение механизмов
памяти хронологически старше других.
Самое большое распределение
получили ассоциативные теории памяти.
Предметы и явления действительности
запечатляются и
Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В 18 –19 веках учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д. Джеймс, Спенсер).
Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
Нейронные и биохимические теории памяти.
Человеческий мозг во многом
продолжает оставаться тайной. Его
строение чрезвычайно сложно. Как
же происходит приобретение новых знаний?
Вероятно, оно должно сопровождаться
какими-то структурными или химическими
изменениями в мозгу. Существует
немало популярных теорий, но все они
носят умозрительный характер. Наука
еще очень далека от того, чтобы
дать действительно точное и исчерпывающее
описания способа, каким нервная
система накапливает
Пределы развития возможности памяти человека.
Естественно возникает вопрос: можно ли улучшить природу и силу человеческой памяти посредством воспитательного воздействия?
Так как в основе памяти
лежит известная пластичность нашего
нервного вещества, то само собой разумеется,
что природные силы памяти не могут
быть увеличены или уменьшены
никакими другими средствами, кроме
тех, которые непосредственно ведут
к расслаблению и восстановлению
нервной системы. Сильное малокровие,
наличие в организме ядов, общая
расслабленность нервной
Согласно другой точке зрения память может быть результатом возникновения новых синапсов. Это означает, что всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают физические изменения.
Но микроскопической техникой
эти изменения обнаружить не удается,
в частности в следствии
Другая гипотеза заключается
в следующем: если память кодируется
химически, то обе половины сохраняют
задачу в памяти, если запоминание
хранится в нервных связях – головных
ганглиях, то животное, регенерировавшее
из хвостовой части, не будет обладать
соответствующими навыками. Под действием
электрического тока планария рефлекторно
сокращается .Если сочетать удар электрического
тока с яркой вспышкой света, то животное
начинает сокращаться, даже если вспышка
не сопровождается электрическим раздражителем.
Результат проверки показал, что
после перерезания и
На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного она блокируется.
Для того, чтобы произошел разряд нейрона, может потребоваться довольно большое число импульсов, одного импульса, как правило, недостаточно. Но для простаты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может вызвать ответ новой клетке. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией . Существуют две гипотезы. Первая предполагает, что долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе. И нервная информация переходит через синаптическую щель химическим путем.
2.5. Расстройства памяти.
Исследование патологии памяти важны в теоретическом отношение, так как они позволяют выявить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнемической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнемической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формулирование процессов памяти. На самом деле, в основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу.
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика