Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:37, курсовая работа
Цель данной работы – изучить основные виды памяти и их характеристику.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Ознакомиться с понятием памяти в психологии.
Определить основные направления в исследовании памяти.
Охарактеризовать классификации видов памяти и патологии памяти.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...5
1. Психологическая характеристика памяти и ее видов…………………………5
1.1. Понятие памяти в психологии …………………………………………..........5
1.2. Основные направления в исследовании памяти …………..………………...6
2. Основные закономерности памяти и их характеристика……………………12
2.1. Классификации видов памяти……………..………………………………...12
2.2. Патологии памяти…………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………….27
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Балаковский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Основные виды памяти и их характеристика |
Фамилия студента |
Скокова |
Имя студента |
Татьяна |
Отчество студента |
Андреевна |
№ контракта |
14700080702024 |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Психологическая
1.1. Понятие памяти
в психологии ………………………………………….
1.2. Основные направления в исследовании памяти …………..………………...6
2. Основные закономерности
памяти и их характеристика…………
2.1. Классификации видов памяти……………..………………………………...12
2.2. Патологии памяти……………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………26
Приложения……………………………………………………
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.
Среди первых психологов,
исследовавших мнемические
В дальнейшем необходимые поправки в закономерности, выявленные Эббингаузом, внесли представители гештальт-психологии, которые обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию.
Французский психолог Пьер Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике высших форм мнемической активности.
Исследования памяти
человека с точки зрения
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Актуальность данной темы заключается в том, что память – важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации.
Цель данной работы – изучить основные виды памяти и их характеристику.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Объект исследования – память человека.
Предмет – процессы памяти человека.
1.1 Понятие памяти в психологии
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие.
Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.
Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.3
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
1.2 Основные
направления в исследовании
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки и к основным направлениям в исследовании памяти относятся: ассоциативный подход, когнитивный, теории уровневой переработки информации и культурно-исторический подход.
Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г. Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях4. Ассоциативная теория – одно из основных направлений в психологии конца XIX – начала XX вв., объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. В конце XIX в. немецкий психолог Герман Эббингауз, опираясь на ассоциативную теорию, разработал основные приемы изучения памяти с помощью объективных методов в противовес интроспективным методам школы В. Вундта.
Для экспериментального исследования памяти Г. Эббингауз предлагает использовать следующие методы:
I. Методы узнавания. Элементы материала, который заучивает испытуемый, располагаются в произвольном порядке среди новых, очень похожих на искомые. Испытуемый должен просмотреть их и идентифицировать те, которые он заучивает.
II. Методы воспроизведения.
а) Метод запоминаемых членов – простейший в данной группе методов. Элементы запоминаемого материала предъявляются однократно и воспроизводятся непосредственно или спустя некоторое время после предъявления. Измеряется количество правильно названных элементов и время, затраченное на припоминание.
б) Метод заучивания. Ряд
элементов предъявляется
в) Метод антиципации. Элементы материала группируются в ряды а→b→c→d и предъявляются один или несколько раз. Испытуемый пытается воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки или пропуска экспериментатор называет искомый элемент. Процедура продолжается до первого безошибочного воспроизведения. Измеряется: 1) общее время заучивания; 2) число проб; 3) число правильных ответов в каждой пробе; 4) число ошибок в каждой пробе.
г) Метод сбережения. Суть метода в том, что испытуемый после первоначального заучивания и некоторого периода времени осуществляет повторное заучивание, которое должно удовлетворять следующим условиям: 1) должен применяться тот же метод, что и при первом заучивании; 2) необходимо использовать тот же критерий усвоения.
д) Метод угадывания. Предложен Г. Мюллером и А. Пильцекером, психологами-ассоцианистами, и рекомендован Г. Эббингаузом к использованию5. Ряд элементов предъявляется несколько раз, затем через определенное время экспериментатор воспроизводит этот ряд с пропусками некоторых элементов и предлагает угадать пропущенные элементы. Подсчитывают количество правильных ответов и ошибок.
Каждый из перечисленных методов имеет свои недостатки и преимущества, но поскольку условия и цели экспериментов неодинаковы, то использование того или иного метода зависит от обстоятельств.
Когнитивная психология рассматривает человека как систему, занятую поиском информации об окружающем мире и переработкой этой информации. Поэтому определение памяти будет выглядеть следующим образом: память есть совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.
Самыми ранними теориями в когнитивной психологии являются структурные теории, которые больше внимания уделяют структуре памяти и практически не изучают ее как процесс. Структурные теории памяти утверждают, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Информация может быть закодирована тремя разными способами:
1) зрительное кодирование – представление материала в виде зрительного изображения;
2) акустическое кодирование – представление материала в виде звуков;
3) семантическое кодирование – представление материала в виде слов.
Теория уровней переработки информации была предложена Крэйком и Локхардом в качестве альтернативы структурным теориям. Авторы считают, что правомерно говорить не об отдельных блоках или системах, а об уровнях переработки информации; не существует кратковременной и долговременной памяти в виде отдельных структур со своими законами, память подчинена единой закономерности. Входные стимулы, согласно этой теории, подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с сенсорного анализа и заканчивая глубоким и сложным семантическим анализом, в зависимости от характера стимула и времени, отпущенного на его обработку. Эффективность сохранения информации зависит от того, на каком уровне она была обработана, а уровень, в свою очередь, определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта. Если обработка ограничивается стадией сенсорного анализа, то вероятность того, что она будет забыта, весьма велика. По мере того как подключаются более глубокие уровни обработки и увеличивается доля семантического и когнитивного анализа, образуются более прочные следы памяти, которые являются побочным продуктом процесса перцептивной обработки. Поясним процесс поуровневой обработки на примере процесса распознавания слова. На низшем уровне анализируются физические характеристики, например, если слово написано на бумаге, то анализируются линии и углы. На более поздних стадиях стимулы сопоставляются с хранимой информацией – буквы данного слова опознаются по хранящимся в памяти эталонам, на высшем уровне слово может вызвать ассоциации, образы или сюжеты, связанные с прошлым опытом употребления данного слова.
Решающий шаг в понимании
социальной природы памяти человечества
был сделан в 30-е годы XX в. в работах
ведущих отечественных
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика