Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:37, курсовая работа
Цель данной работы – изучить основные виды памяти и их характеристику.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Ознакомиться с понятием памяти в психологии.
Определить основные направления в исследовании памяти.
Охарактеризовать классификации видов памяти и патологии памяти.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...5
1. Психологическая характеристика памяти и ее видов…………………………5
1.1. Понятие памяти в психологии …………………………………………..........5
1.2. Основные направления в исследовании памяти …………..………………...6
2. Основные закономерности памяти и их характеристика……………………12
2.1. Классификации видов памяти……………..………………………………...12
2.2. Патологии памяти…………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………….27
Различают две основные формы амнезии – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие после начала заболевания).
Корсаковский синдром – расстройство памяти при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных, хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других10.
Корсаков предположил, что память обусловливается двояко: 1) способностью сохранять следы впечатлений и 2) способностью эти следы воспроизводить. Очевидно, что у больных множественным невритом значительно страдала именно вторая способность, поскольку воспоминания все же появлялись по мере излечения.
Французский психолог Т. Рибо выделяет следующие виды амнезий11:
1) временные;
2) периодические;
3) прогрессирующие;
4) врожденные.
1. Временные амнезии.
Как правило, начинаются и
2. Периодические амнезии.
К ним относятся факты появления так называемого «двойного
сознания». В известном случае Фелиды
Х. описывается «двойная жизнь» женщины,
имевшей как бы два сознания. В «первом»
состоянии это была серьезная и трудолюбивая
личность, затем этот период сменялся
глубоким сном, после которого больная
просыпалась совершенно другой – веселой,
шумной и кокетливой. Во «втором» состоянии
она не помнила ничего о периоде, предшествовавшем
сну. Чем старше становилась больная, тем
быстрее начали сменяться периоды, в один
из
которых больная обладала полной памятью,
а в другом – частичной, т.е. помнила только
то, что относилось к ее «второму» состоянию.
Таким образом, Рибо констатировал у больных
с периодическими амнезиями наличие двух
памятей; иногда частичная чередуется
с полной, а иногда обе памяти исключают
друг друга, и в каждом состоянии имеется
своя особая память на слова, письменные
знаки и движения (вплоть до разных почерков).
3. Прогрессирующие амнезии.
Типичным примером является
1) раньше всего появляются
расстройства в запоминании
2) затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы;
3) аффективные способности
исчезают гораздо медленнее,
4) дольше всего сохраняются навыки и привычки.
Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и заканчивая стойким. При восстановлении изменения идут в обратном порядке, т.е. начиная с навыков и заканчивая недавними впечатлениями. Этот закон получил название закона регрессии – высшие, сложные и специальные функции памяти утрачиваются первыми, а низшие, общие и автоматические – последними. Физиологическое объяснение этому закону таково: сначала болезнь поражает некоторые области коры головного мозга, затем переходит на подкорковые структуры, и затем – на продолговатый и спинной мозг. В результате первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций (подкорковые структуры) и затем сфера навыков и привычек (продолговатый и спинной мозг).
В дополнение к типологии амнезий Т. Рибо упоминается еще один вид расстройств памяти – динамические, характеризующиеся прерывистым характером мнемической деятельности. Больные в течение некоторого отрезка времени хорошо запоминают материал, но иногда оказываются не в состоянии заучить простейший ряд элементов. Они способны передавать сюжет с мельчайшими подробностями, но уже через короткое время не могут вспомнить даже темы рассказа. Причиной такого рода явлений могут быть различные локальные поражения головного мозга. Поражение лобных долей, например, не приводит к потере памяти, однако затрудняет мнемическую деятельность вследствие патологической инертности возникающих стереотипов и трудностей переключения с одного звена запоминаемой системы на другие. Общемозговые нарушения психической деятельности обусловливают нестойкость и слабость следов памяти, что выражается в снижении объема запоминаемого материала и значительном влиянии малейшей интерференции конкурирующего материала на запоминание основного12.
Основная ценность клинических наблюдений за различными видами расстройств памяти состоит в том, что они уже через короткое время позволяют делать выводы о функционировании памяти и формулировать психологические законы, основанные на биологических фактах.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. К ним относятся: ассоциативный подход, когнитивный, теория уровней переработки информации и культурно-исторический подход.
Среди первых психологов,
исследовавших мнемические
В современной психологии
память понимается как форма психического
отражения действительности, действие
которой заключается в
Типичным расстройством памяти является амнезия – нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях головного мозга. Различают две основные формы амнезии – ретроградную и антероградную. Грубые формы амнезии получили название корсаковский синдром – расстройство памяти при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого является злоупотребление алкоголем. Т. Рибо выделил следующие виды амнезий: временные, периодические, прогрессирующие, врожденные, динамические.
Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов.
Тема психологического исследования основных видов памяти и их характеристики является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Амнезия |
нарушение памяти, возникающее
при различных локальных |
2 |
Двигательная (или моторная) память |
запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем |
3 |
Корсаковский синдром |
расстройство памяти при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого является злоупотребление алкоголем |
4 |
Непроизвольное запоминание |
непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить |
5 |
Образная память |
запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений( представления, звуки, запахи и др.) |
6 |
Память |
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания |
7 |
Произвольное запоминание |
форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления |
8 |
Сенсорная память |
удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств |
9 |
Словесно-логическая память |
специфически человеческий вид памяти, характеризующийся наличием языковых и логических схем |
10 |
Эмоциональная память |
запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства |
1 |
Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с. – ISBN 5-04-004708-8 |
2 |
Лапп, Д. Улучшаем память – в любом возрасте [Текст]: пер. с франц. / Д. Лапп. – М.: Мир, 1993. – 240с. – ISBN 5-03-002803-X |
3 |
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511с. – ISBN 5-89357-015-4 |
4 |
Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия – Питер, 2007. – 320с. – ISBN 978-5-94723-559-3 |
5 |
Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Изд-во: Питер, 2010. – 583с. – ISBN 978-5-272-00062-0 |
6 |
Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – Т.1, - М.: Владос, 2003. – 688с. – ISBN 5-691-00093-4 |
7 |
Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов СГА / Под ред. Е.И. Кузьминой. – М., 2006. – 74с. |
8 |
Першина, Л.А. Общая психология [Текст] / Л.А. Першина. – М.: Академический проект, 2004. – 436с. – ISBN 5-8291-0404-0 |
9 |
Психология [Текст]: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - Питер, 2006. – 656с. – ISBN 5-272-00260-1 |
10 |
Психология памяти [Текст]: [Хрестоматия] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 816с. – ISBN 5-88711-079-1 |
11 |
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Т. I. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 720с. – ISBN – 5-314-00016-4 |
А |
|
1 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 302.
2 Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 436.
3 Выготский, Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 176.
4 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 317.
5 Общая психология. Учебное пособие для студентов СГА / Под ред. Е.И. Кузьминой. – М., 2006, – С. 16.
6 Выготский, Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 256.
7 Общая психология. Учебное пособие для студентов СГА / Под ред. Е.И. Кузьминой. – М., 2006, – С. 42.
8 Лапп, Д. Улучшаем память – в любом возрасте: пер. с франц. – М.: Мир, 1993. – С. 26.
9 Лапп, Д. Улучшаем память – в любом возрасте: пер. с франц. – М.: Мир, 1993. – С. 27.
10 Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 647.
11 Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 238.
12 Общая психология. Учебное пособие для студентов СГА / Под ред. Е.И. Кузьминой. – М., 2006, – С. 11.
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика