Основные виды памяти. Основные процессы и виды памяти и их краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно утрачивалось.
Память – сложнейший психический процесс. В настоящее время существует несколько подходов, концепций в объяснении механизмов памяти как познавательного процесса: психологическая, физиологическая, биохимическая теории памяти.
В данной контрольной работе мы изучим виды и основные процессы, которыми характеризуется память человека.
Начнем с характеристики процессов памяти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Основные процессы памяти и их характеристика ………………......4
Виды памяти и их особенности……………………………………….9
Заключение………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Виды и процессы памяти.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 Тольяттинский государственный университет

 

Факультет Физической культуры и спорта

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

по дисциплине: Психология и педагогика

 

Тема: «Основные виды памяти. Основные процессы и виды памяти и их краткая характеристика».

 

 

 

 

Оценка_________

Регистрационный номер_______ дата___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2008 г.

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

    1. Основные процессы памяти и их характеристика ………………......4
    2. Виды памяти и их особенности……………………………………….9

           Заключение………………………………………………………………..14

          Литература………………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Память имеет  огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. «Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».1

Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.

Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.

Память — это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта.

Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно утрачивалось.

Память – сложнейший психический процесс.  В настоящее время существует несколько подходов, концепций в объяснении механизмов памяти как познавательного процесса: психологическая, физиологическая, биохимическая теории памяти.

В данной контрольной  работе мы изучим виды и основные процессы, которыми характеризуется память человека.

Начнем с характеристики процессов памяти.

 

    1. Основные процессы памяти и их характеристика

Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации), сохранение (удержание) и воспроизведение. Данные процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:

1) они играют в жизни человека различную роль;

2) в своем функционировании и развитии они подчиняются разным законам;

3) у одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;

4) на анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.

Тем не менее все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

Запоминание – первичный процесс. От него во многом зависит сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого количества органов чувств, раскрытием причинно-следственных связей и отношений между явлениями.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель – запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его. Осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового –  понимание.

И механическое и смысловое  запоминание имеют большое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях – запомнить номер дома, телефона и т.п. – основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно это проявляется в учебной работе.

Если запоминание имеет  характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

В.Д. Шадриков, предлагает способы произвольного  или организованного  заучивания. Перечислим их.

Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план – совокупность опорных пунктов; классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование  материала – установление взаимного расположения  частей, составляющих целое.

Схематизация  – изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы – определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников и пр.)

Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведении материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.

Воспроизведение – существенный компонент памяти.

Воспроизведение может  протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и  непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Воспроизведение – более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы говорим: «мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание  – наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся а памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность – умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент.

Психолог К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение  – это процесс удержания воспринятой информации.

Установлено, что сохранение может быть динамическим (материал изменен мало) и статическим (материал подвергается реконструкции, переработке).Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием информации, которая поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей  и их замене; в изменении последовательности материала, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизведении материала.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Забывать не всегда так  уж плохо. Как была бы перегружена  наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание – процесс, имеющий свои закономерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Скорость забывания  также зависит от объема материала  и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или  чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием, когда она сходна с предыдущей  или последующая деятельность труднее предшествующей. Это влияние называют ретроактивным торможением. Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы (предметы трудные для усвоения , ставить раньше, чем легкие и т.д.).

С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются. Причинами забывания являются различные болезни нервной системы, а также психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией.  Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении.

Одним из средств борьбы с забыванием является повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. В сам процесс  повторения необходимо вносить разнообразие.

 

    1. Виды памяти и их особенности

Существует несколько  оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп.

В классификации видов памяти по первому критерию выделяют кратковременную, оперативную, долговременную память.

При делении видов  памяти по второму критерию выделяю зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную вкусовую и другие виды памяти.

По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память.

Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти.

В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая.

Дадим определения каждому из названных видов памяти

Кратковременная и долговременная памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т. п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоминания или однократного предъявления ему соответствующего материала.

Информация о работе Основные виды памяти. Основные процессы и виды памяти и их краткая характеристика