Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:43, контрольная работа
Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно утрачивалось.
Память – сложнейший психический процесс. В настоящее время существует несколько подходов, концепций в объяснении механизмов памяти как познавательного процесса: психологическая, физиологическая, биохимическая теории памяти.
В данной контрольной работе мы изучим виды и основные процессы, которыми характеризуется память человека.
Начнем с характеристики процессов памяти.
Введение……………………………………………………………………3
Основные процессы памяти и их характеристика ………………......4
Виды памяти и их особенности……………………………………….9
Заключение………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………...15
Тольяттинский государственный университет
Факультет Физической культуры и спорта
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине: Психология и педагогика
Тема: «Основные виды памяти. Основные процессы и виды памяти и их краткая характеристика».
Оценка_________
Регистрационный номер_______ дата___
Тольятти, 2008 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. «Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».1
Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.
Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.
Память — это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта.
Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно утрачивалось.
Память – сложнейший психический процесс. В настоящее время существует несколько подходов, концепций в объяснении механизмов памяти как познавательного процесса: психологическая, физиологическая, биохимическая теории памяти.
В данной контрольной работе мы изучим виды и основные процессы, которыми характеризуется память человека.
Начнем с характеристики процессов памяти.
Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации), сохранение (удержание) и воспроизведение. Данные процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:
1) они играют в жизни человека различную роль;
2) в своем функционировании и развитии они подчиняются разным законам;
3) у одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;
4) на анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.
Тем не менее все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.
Запоминание – первичный процесс. От него во многом зависит сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого количества органов чувств, раскрытием причинно-следственных связей и отношений между явлениями.
Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель – запомнить материал.
Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его. Осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
Если основным условием
механического запоминания
И механическое и смысловое
запоминание имеют большое
Если запоминание имеет
характер специально организованной работы,
связанной с применением
В.Д. Шадриков, предлагает способы произвольного или организованного заучивания. Перечислим их.
Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план – совокупность опорных пунктов; классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.
Структурирование материала – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах.
Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.
Мнемические приемы – определенные приемы или способы запоминания.
Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.
Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников и пр.)
Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведении материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.
Воспроизведение – существенный компонент памяти.
Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).
Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.
Воспроизведение – более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.
При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы говорим: «мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.
Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.
Припоминание – наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся а памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.
Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность – умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент.
Психолог К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.
Сохранение – это процесс удержания воспринятой информации.
Установлено, что сохранение может быть динамическим (материал изменен мало) и статическим (материал подвергается реконструкции, переработке).Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием информации, которая поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и их замене; в изменении последовательности материала, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизведении материала.
Забывание – исчезновение, выпадение из памяти заученного.
Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание – процесс, имеющий свои закономерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.
Скорость забывания
также зависит от объема материала
и степени трудности его
С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются. Причинами забывания являются различные болезни нервной системы, а также психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.
Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении.
Одним из средств борьбы с забыванием является повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. В сам процесс повторения необходимо вносить разнообразие.
Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп.
В классификации видов памяти по первому критерию выделяют кратковременную, оперативную, долговременную память.
При делении видов памяти по второму критерию выделяю зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную вкусовую и другие виды памяти.
По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память.
Четвертый критерий дает
основание для выделения произв
В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая.
Дадим определения каждому из названных видов памяти
Кратковременная и долговременная памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т. п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоминания или однократного предъявления ему соответствующего материала.