Основные виды памяти. Основные процессы и виды памяти и их краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно утрачивалось.
Память – сложнейший психический процесс. В настоящее время существует несколько подходов, концепций в объяснении механизмов памяти как познавательного процесса: психологическая, физиологическая, биохимическая теории памяти.
В данной контрольной работе мы изучим виды и основные процессы, которыми характеризуется память человека.
Начнем с характеристики процессов памяти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Основные процессы памяти и их характеристика ………………......4
Виды памяти и их особенности……………………………………….9
Заключение………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Виды и процессы памяти.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение длительного, практически не ограниченного срока (этот срок ограничен только временем жизни человека). Информация, оказавшаяся в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, причем без ее забывания. Более того, многократное и систематическое использование (воспроизведение) данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Долговременная память допускает способность человека в любой момент припомнить то, что ему нужно. При использовании долговременной памяти для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли; поэтому ее функционирование в практике обычно связано с двумя этими процессами.

Долговременная память — это основной вид памяти человека, где хранятся наиболее важные и чаще всего используемые в процессе его жизни сведения.

Выделяют ещё оперативную память, под которой понимается  запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

Рассмотрим теперь виды памяти, выделяемые но второму критерию, с которым связаны процессы памяти — органу чувств.

Зрительная  память включается в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.

Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладающий им, быстро и точно может запомнить смысл чего-либо и затем передать его подходящими словами.

Двигательная  память представляет собой запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков.

Осязательная  память — это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, получаемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства у детей и у взрослых людей. Для тех людей, которые лишены зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.

Обонятельной называют память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения. Однако, когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше.

Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же, как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Выделяют и эмоциональную память, которую рассматривают как способность сохранения и воспроизведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает.

Произвольная  память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление.

Непроизвольная  память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не в состоянии с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека. Это не означает, что непроизвольная память человека функционирует только на случайной основе, и человек бессистемно запоминает, сохраняет или воспроизводит то, на что обращено его внимание и что было воспринято его органами чувств. Непроизвольные мнемические процессы, как и произвольные, также являются целенаправленными, и соответствующий характер им придают потребности человека, которые управляют всеми видами его памяти. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями.

 Рассмотрим теперь  особенности непосредственной и опосредствованной памяти, выделяемых по следующему критерию классификации.

Непосредственная  память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций — связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств человека. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.

Опосредствованная память — это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

Человек постепенно осваивает эти средства в течение своей жизни, и данный процесс наиболее интенсивно идет в те годы, когда естественная, или природная, память начинает постепенно ухудшаться (это обычно происходит после 40-50 лет).

Словесно –  логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно – логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития  зависит развитие всех других видов памяти. Словесно –логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

Отдельные виды памяти человека не существуют независимо друг от друга. В своем функционировании они  тесным образом связаны друг с другом, и именно сочетание разных видов памяти друг с другом в едином мнемическом процессе обеспечивает наиболее прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала.

 

Заключение

Память имеется у  всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает  у человека. В завершение обсуждения нашей темы еще раз подчеркнем, что память человека уникальна. Ее называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как целостная система распадается, разрушается, поэтому очень важно оценивать возможности своей памяти и приложить все усилия для ее совершенствования. В настоящее время разработано и в практике используется немало количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия запоминаемого материала, третьи базируются на активном воображении, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать структурировать запоминаемый материал, пятые — на приобретен и использовании специальных мнемотехнических средств. Выбор всего этого достаточно широк, но его необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. В этой связи рекомендуется опробовать разные приемы и остановить свой выбор на тех, которые у вас лучше и легче всего работают.

 

 

 

Литература

    1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., «Академия», 1999.
    2. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 1978.
    3. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006.
    4. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1983.
    5. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Рубинштейн С.Л. основы общей психологии: В 2 т. Т.!. – М., 1989, с.302.




Информация о работе Основные виды памяти. Основные процессы и виды памяти и их краткая характеристика