Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:30, реферат
Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики. Цель современной психодиагностики -фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Её задачей в самом общем виде является установление индивидуальностой степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей .
Наука психодиагностика……………………………………………………3
Психологические тесты……………………………………………………..5
Литература…………………………………………………………………...13
Из сказанного ясно, что
психологические тесты в
Под стандартизованостью таких методов имеется ввиду то, что они всегда и везде должны применятся одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Применяются тесты для эталонного измерения и индивидуальных различий между людьми. Тест созданный для измерений одного свойства психики, называется гомогенным, а тест, созданный для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами - геторогенным. Как первый, так и второй тесты можно встретить и в открытых (любительских) и в закрытых (профессиональных) методиках.
Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкции, стимульным материалом (заданием), алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, её организации и закономерности. Эти тесты отражают наиболее общие наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем , они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие.
Опираясь только на материалы
любительских тестов, нельзя выйти
на глубинную коррекционную
Существует много
Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления ( интеллекта) человека и его отдельных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь.
Личностные тесты связанные с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие которые дают разностороннюю комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы , эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и др.
Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической само аттестации группы как коллектива.
Практические и тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, то есть практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.
Образные задания содержат в себе упражнение с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения мысленных преобразований образов.
Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнения объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.
Многие задания, которые используются в тестах , имеют комплексных характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения.
Это связано с тем, что
большинство задач, с которыми сталкивается
человек в реальной жизни, являются
комплексными по характеру, а тестирование
проводиться для того, чтобы предсказать
поведение и возможные
Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков , схем, таблиц, опросников и т.п.
Аппаратурные –это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, например, аудио и видео техника, ЭВМ.
Процессуальными называют тесты с помощью которых исследуется какой либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точное качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.
К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.
Тесты состояния и свойств касаются диагностик более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.
В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.
Предполагается , что в оценки интерпретации подобных объектов человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относиться, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие др.
К проективным тестам обращаются тогда , когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологический особенностей.
Психодиагностический
Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересует особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений- когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.
В отдельную группу тестов
выделяются тесты интеллекта, к которым
обращаются, если возникает необходимость
точно определить и количественно
оценить общий уровень
Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первая из них- социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словестно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, и не адаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преобладают задания на практическое мышление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного развития.
Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом, или адаптация текста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на другом языке. Перевод совестных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходиться иногда отказывается от буквального перевода и делать его относительно производным, близким не по значению слов , а по их смыслам.
Второе требование к тестам – простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т.п.), которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
Третье требование, ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течении большого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
Четвертое требование- наличие тестовых норм для данного теста.
Под такими нормами понимается репрезентативные средние показатели по данному тесту, т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Нормы теста- это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.
Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитие людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, т.к. уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует имперически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет , нормы теста, особенно интеллектуально, должны пересматриваться.
Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типично и выглядит следующим образом, сначала определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и по средствам разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормой обязательно должно быть указано ,где, как, на ком и когда она была установлена.
Кроме требований, предъявляемых к нормам теста существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов.
Наиболее важные из этих правил следующие:
Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводиться тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов
1. Бодылев «Общая психодиагностика».
2. Гуревич «Психологическая диагностика».
3. Немов «Психология» книга 3.
4. Бине Альфред «Тесты».
5. Психологический словарь.