Основы специальной педагогики и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Файлы: 1 файл

контрольная основы специальной педагогики и психологии (Автосохраненный) (Автосохраненный).doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Двухмесячные перерывы связаны с необходимостью реализации здоровье сберегающего, охранительного режима в отношении детей с ЗПР соматогенного происхождения, так как основным фактором в психическом отклонении этих детей являются выраженные астенические проявления повышенная утомляемость и истощаемость в условиях умственной нагрузки). А также перерыв между курсами способствует закреплению полученных навыков на уровне мозговой организации нейронных связей. Каждый цикл занятий начинается после медикаментозного лечения и диагностических процедур. Такая последовательность обуславливается концептуальными положениями психологии аномального развития о первичном и вторичном дефекте, а также о востребованности работы психических функций извне (П.К. Анохин, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова). Все программные элементы имеют жесткую повторяющуюся структуру и реализуются в строгой последовательности, что связано со спецификой ведущего дефекта.

Каждый цикл разработанной психокоррекционной технологии должен реализовываться по определенной сюжетной линии, что обеспечивает смысловое содержание и мотивацию выполнения детьми упражнений и заданий. Достижение эффективности психокоррекционной технологии обеспечивается одновременным и систематическим использованием в каждом занятии следующих методов воздействия на формирование и развитие структурных компонентов произвольной регуляции психической деятельности детей с соматогенной формой ЗПР.

         Методы организации пространства занятий.

  Цель: развитие и усвоения алгоритмов (норм и правил), направлены на формирование компонента программирования произвольной деятельности. Эти методы выступают как этапы выполнения большинства заданий и формируют умения самостоятельно выстраивать и регулировать собственную деятельность. При работе над общей организацией деятельности особое внимание уделяется возможностям детей использовать образец, осуществлять перенос образца из одной ситуации в другую, возможностям самостоятельного переноса, тому, претерпевает ли предложенный способ выполнения действия образца преобразования в другой ситуации и др. Данная группа методов включает следующие техники:

1. «Организация  рабочего места». Перед началом  каждого занятия ребенок должен  взять свой коврик для занятий, положить его на свое место  на полу и занять на нем  правильное положение «лежа, ножками  в центр». На первом занятии  детям показывается и объясняется, для чего нужны коврики, как они должны располагаться во время занятий (разложены по кругу лучиками). Психологический смысл этой техники заключается в формировании умения следовать правилам, контролировать свою деятельность, обеспечение определенного постоянства.

2. Техника  «само- и взаимоконтроля». Детям  предлагается проверить, правильно  ли они выполнили то или  иное задание.

3. «Организация  пространства листа» (применяется  при выполнении графических заданий). Психолог показывает, каким образом на листе должны размещаться рисунки или графические элементы: начинать работу с верхнего угла, слева направо и сверху вниз. Дается инструкция, как ребенок должен подписать свою работу, например, подписывают только имя в правом верхнем углу или только фамилию снизу в центре листа и т.п. Методики и техники направлены на формирование умений работать по образцу, подчиняться правилам и планировать свою графическую деятельность, вместе с тем, метод оказывает воздействие на формирование пространственных представлений ребенка и способности к его организации.

Методы формирования представлений о системе оценок.  

Цель: развитие и формирование самоконтроля за деятельностью и поведением.

Для детей младшего школьного возраста существенное значение имеет представление о системе оценок и умение оценивать свою работу и поведение, так как в процессе школьного обучения ребенок получает оценки за успеваемость и словесное одобрение или неодобрение своего поведения и деятельности в целом. Оценивание своих действий дается детям младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР крайне сложно, в силу астенизации нервной системы и вторичных нарушений регуляторных процессов. Для этого были использованы техники бихевиоральной психотерапии, направленные на подкрепление положительных форм поведения:

1. Техника  награждения «медальками», представляющими  собой небольшие наклейки, которые  ребенок получает за выполнение  программных элементов и соблюдение  правил поведения на занятии. В конце каждого занятия подсчитывается  количество медалек каждого участника, ребенок, набравший большее их число, получает одну большую «супер-медаль». Такая форма поощрения является внешним подкрепляющим стимулом. Поскольку внутренняя мотивация еще не стала для ребенка необходимостью, все процессы максимально выносятся во внешний план.

2. Техника  «положительного вербального подкрепления». При награждении или не награждении  ребенка за выполненную работу  важно сопровождать оценку анализом  ошибок и достоинств выполненной  работы. Это закладывает фундамент  для формирования адекватной само- и взаимооценки детей .

Методы формирования смыслообразующих функций и самоконтроля.

Цель: формирование умений ставить цели и следовать им.

Побудительной силой любого произвольного действия является принятое решение, которое направлено на достижение цели, любая цель, в свою очередь, имеет определенный смысл. Ребенок младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения испытывает значительные трудности в постановке целей, принятии решений, даже самых элементарных на уровне двигательных актов. Поэтому необходимо первоначально давать детям строго заданные краткие и четкие инструкции и лишь постепенно переходить к совместному, а затем и самостоятельному созданию программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами. Важным фактором является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми. В связи с этим, данные методы реализуются в следующих техниках:

1. «Домашние  ритуалы и обязанности» — это  соблюдение режима дня, четкое  выполнение гигиенических навыков и соблюдение этических норм поведения. Указанные техники реализуются совместно с родителями ребенка. Совместно составляется распорядок дня, в котором четко указаны часы, отведенные на ту или иную деятельность, например, обязательное переодевание в домашнюю одежду и т.п.

2. «Ритуалы  начала и окончания занятия»  включают оригинальные групповые  приветствия и прощания. Начать лучше с того, что ребенок называет свое имя- и показывает жестами и мимикой свое настроение, также на последующих занятиях, используем игру «два мяча», когда одновременно по кругу пускаются два мячика и дети должны запомнить последовательность бросания мяча и называть имя участника. В конце каждого занятия подводятся итоги, обсуждаются достижения детей, раздаются домашние задания и проходит поощрительная совместная игра.

3. «Обучение  правилам поведения» на занятиях  и соблюдение их в играх. В  начале занятий обязательно озвучиваются  правила и в кратком виде  вывешиваются на стену. В ходе  занятий внимание детей периодически  обращается к правилам. А также данная техника используется во всех играх с правилами.

4. «Игры с  правилами» используются в начале  и по окончании каждого занятия  с целью формирования положительного  настроя и мотивации на посещение  занятий. А также в игре обязательным для всех является строгое соблюдение регламента и следование правилам игры, пренебрежение которыми ведет к неизбежному выходу из нее. Особым элементом игры является напряжение, которое означает неуверенность, неустойчивость. Напряжение требует разрядки; чтобы ее достигнуть, необходимо приложить усилие. Напряжение возрастает по мере того, как игра приобретает соревновательный характер, что способствует созданию мотивации и благоприятного эмоционального фона для овладения чем-либо (начиная с правильной манипуляции карандашом и заканчивая умением интерпретировать сложные тексты и сюжетные картинки, решать задачи и т.д.).

5. «Техники  визуализации и воображения»  обеспечивают мысленные репрезентации  не существующих в реальности  явлений, объектов или событий (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие образы). Данные техники использовались нами как смыслообразующие при выполнении двигательных заданий.

Психомоторные, телесно ориентированные методы.

Цель: формирование сенсомоторного обеспечения всех психических функций в силу единства их мозговой организации, активизация общего энергетического, эмоционального и тонического статуса. Гармонизация нервно-соединительных взаимодействий. Двигательные процессы являются основной движущей силой психического развития ребенка, начиная с младенческого возраста и частично в раннем детстве. Незрелость двигательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения связана с трудностями формирования психологического содержания движений. С целью оптимизации всех компонентов произвольной регуляции деятельности необходимо использовать следующие техники:

1. Дыхательные  упражнения. Тренировка делает глубокое  медленное дыхание простым, естественным, бессознательно регулируемым процессом. При правильном выполнении дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Кроме того, дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность на телесном уровне. При выполнении дыхательных упражнений для большего эффекта необходимо дополнительно подключать визуальную и сенсорную системы, используя образное представление. Таким образом, дыхательные упражнения оказывают воздействие на все три функциональных блока мозга.

2. Растяжки  используются с целью научить  детей целенаправленно и сознательно расслаблять мышцы, а затем целенаправленно манипулировать ими. Ребенок научается последовательно, следуя заданной программе, контролировать свои движения и мышечный тонус. Набор техник, используемых в телесно-ориентированной терапии, применяется в разработанной психокоррекционной технологии для выработки произвольного контроля собственных телесных ощущений.

3. Упражнения  на развитие межполушарного взаимодействия. Комиссуральные системы играют  важную роль в обеспечении  полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции. На формирование реципрокных координаций положительное влияние оказывают упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, а также сочетанные движения правой и левой половин тела, плавного перехода с одной двигательной программы на другую с последующим самостоятельным формированием и удержанием программы самим ребенком.

4. Ползание  также является многофункциональным  упражнением, позволяющим укреплять  мышечный тонус, развивать межполушарное  взаимодействие, произвольную координацию движений, закреплять пространственные представления. Дети ползают на животе при помощи рук и ног, только рук или ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностями); на спине; на четвереньках - вперед, назад, вправо, влево, по кругу и т.д.

5. Техники  «стоп» - игр направлены на развитие  способности управлять своим  поведением. Игры и упражнения  с командой «стоп» формируют  ощущение внутреннего торможения, в результате дети на элементарном  уровне научаются управлять собственным поведением.

6. Развитие  и оптимизация произвольности  кинетических и кинестетических  процессов. Направлены на развитие  произвольности соматогностических, тактильных, зрительных и слуховых  процессов. Данные упражнения активизируют  возможность плавного перехода с одного вида деятельности на другой на двигательном уровне. Развивают умения разворачивать во времени и пространстве плавную кинетическую мелодию и автоматически осуществлять конкурирующие между собой действия.

7. Упражнения  на развитие произвольной регуляции пространственных представлений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела. Первый шаг — маркировка правой руки ребенка с помощью цветной резинки. Также возможно использовать маркировку левой руки с помощью цветной тряпочки, резинки или значка. Такие маркеры должны присутствовать постоянно. Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

8. Релаксация  проводится в конце каждого  занятия для сброса накопившегося  напряжения.

Использование данных методов и методик основывается на возможности достоверного сравнения показателей развития произвольной регуляции у детей с ЗПР соматогенного происхождения до и после коррекционного воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.         Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.       Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:       - причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;       - общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;      - отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;  - социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.         Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.         В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.   Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.

Информация о работе Основы специальной педагогики и психологии