Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:57, контрольная работа
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Двухмесячные перерывы связаны с необходимостью реализации здоровье сберегающего, охранительного режима в отношении детей с ЗПР соматогенного происхождения, так как основным фактором в психическом отклонении этих детей являются выраженные астенические проявления повышенная утомляемость и истощаемость в условиях умственной нагрузки). А также перерыв между курсами способствует закреплению полученных навыков на уровне мозговой организации нейронных связей. Каждый цикл занятий начинается после медикаментозного лечения и диагностических процедур. Такая последовательность обуславливается концептуальными положениями психологии аномального развития о первичном и вторичном дефекте, а также о востребованности работы психических функций извне (П.К. Анохин, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова). Все программные элементы имеют жесткую повторяющуюся структуру и реализуются в строгой последовательности, что связано со спецификой ведущего дефекта.
Каждый цикл разработанной психокоррекционной технологии должен реализовываться по определенной сюжетной линии, что обеспечивает смысловое содержание и мотивацию выполнения детьми упражнений и заданий. Достижение эффективности психокоррекционной технологии обеспечивается одновременным и систематическим использованием в каждом занятии следующих методов воздействия на формирование и развитие структурных компонентов произвольной регуляции психической деятельности детей с соматогенной формой ЗПР.
Методы организации пространства занятий.
Цель: развитие и усвоения алгоритмов (норм и правил), направлены на формирование компонента программирования произвольной деятельности. Эти методы выступают как этапы выполнения большинства заданий и формируют умения самостоятельно выстраивать и регулировать собственную деятельность. При работе над общей организацией деятельности особое внимание уделяется возможностям детей использовать образец, осуществлять перенос образца из одной ситуации в другую, возможностям самостоятельного переноса, тому, претерпевает ли предложенный способ выполнения действия образца преобразования в другой ситуации и др. Данная группа методов включает следующие техники:
1. «Организация
рабочего места». Перед началом
каждого занятия ребенок
2. Техника «само- и взаимоконтроля». Детям предлагается проверить, правильно ли они выполнили то или иное задание.
3. «Организация
пространства листа» (применяется
при выполнении графических
Методы формирования представлений о системе оценок.
Цель: развитие и формирование самоконтроля за деятельностью и поведением.
Для детей младшего школьного возраста существенное значение имеет представление о системе оценок и умение оценивать свою работу и поведение, так как в процессе школьного обучения ребенок получает оценки за успеваемость и словесное одобрение или неодобрение своего поведения и деятельности в целом. Оценивание своих действий дается детям младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР крайне сложно, в силу астенизации нервной системы и вторичных нарушений регуляторных процессов. Для этого были использованы техники бихевиоральной психотерапии, направленные на подкрепление положительных форм поведения:
1. Техника
награждения «медальками», представляющими
собой небольшие наклейки, которые
ребенок получает за
2. Техника
«положительного вербального
Методы формирования смыслообразующих функций и самоконтроля.
Цель: формирование умений ставить цели и следовать им.
Побудительной силой любого произвольного действия является принятое решение, которое направлено на достижение цели, любая цель, в свою очередь, имеет определенный смысл. Ребенок младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения испытывает значительные трудности в постановке целей, принятии решений, даже самых элементарных на уровне двигательных актов. Поэтому необходимо первоначально давать детям строго заданные краткие и четкие инструкции и лишь постепенно переходить к совместному, а затем и самостоятельному созданию программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами. Важным фактором является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми. В связи с этим, данные методы реализуются в следующих техниках:
1. «Домашние ритуалы и обязанности» — это соблюдение режима дня, четкое выполнение гигиенических навыков и соблюдение этических норм поведения. Указанные техники реализуются совместно с родителями ребенка. Совместно составляется распорядок дня, в котором четко указаны часы, отведенные на ту или иную деятельность, например, обязательное переодевание в домашнюю одежду и т.п.
2. «Ритуалы
начала и окончания занятия»
включают оригинальные
3. «Обучение
правилам поведения» на
4. «Игры с
правилами» используются в
5. «Техники
визуализации и воображения»
обеспечивают мысленные
Психомоторные, телесно ориентированные методы.
Цель: формирование сенсомоторного обеспечения всех психических функций в силу единства их мозговой организации, активизация общего энергетического, эмоционального и тонического статуса. Гармонизация нервно-соединительных взаимодействий. Двигательные процессы являются основной движущей силой психического развития ребенка, начиная с младенческого возраста и частично в раннем детстве. Незрелость двигательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения связана с трудностями формирования психологического содержания движений. С целью оптимизации всех компонентов произвольной регуляции деятельности необходимо использовать следующие техники:
1. Дыхательные
упражнения. Тренировка делает глубокое
медленное дыхание простым, естественным,
бессознательно регулируемым
2. Растяжки используются с целью научить детей целенаправленно и сознательно расслаблять мышцы, а затем целенаправленно манипулировать ими. Ребенок научается последовательно, следуя заданной программе, контролировать свои движения и мышечный тонус. Набор техник, используемых в телесно-ориентированной терапии, применяется в разработанной психокоррекционной технологии для выработки произвольного контроля собственных телесных ощущений.
3. Упражнения
на развитие межполушарного
4. Ползание
также является
5. Техники
«стоп» - игр направлены на развитие
способности управлять своим
поведением. Игры и упражнения
с командой «стоп» формируют
ощущение внутреннего
6. Развитие
и оптимизация произвольности
кинетических и
7. Упражнения на развитие произвольной регуляции пространственных представлений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела. Первый шаг — маркировка правой руки ребенка с помощью цветной резинки. Также возможно использовать маркировку левой руки с помощью цветной тряпочки, резинки или значка. Такие маркеры должны присутствовать постоянно. Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
8. Релаксация
проводится в конце каждого
занятия для сброса
Использование данных методов и методик основывается на возможности достоверного сравнения показателей развития произвольной регуляции у детей с ЗПР соматогенного происхождения до и после коррекционного воздействия.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР: - причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; - общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта; - отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий; - социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию. Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта. В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности. Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Информация о работе Основы специальной педагогики и психологии