Основы специальной педагогики и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Файлы: 1 файл

контрольная основы специальной педагогики и психологии (Автосохраненный) (Автосохраненный).doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина А.Н. Из опыта работы  с детьми, имеющими задержку психического  развития // Начальная школа. - 1993.     2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.             3. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.         4. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1983.          5. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991.         6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.            7. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - №1.             8. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью (В. Б. Никишина).

На этапе многомерного анализа результатов, полученных в ходе исследования познавательных особенностей детей трех групп, определились важные тенденции.   

Изучение взаимодействия показателей познавательных особенностей детей с ЗПР позволило выявить наличие выраженной положительной линейной корреляционной связи между всеми исследуемыми факторами. Из количественных данных, приведенных в табл. 1, видно, что наиболее выраженной является связь между показателями соотношения произвольного-непроизвольного и опосредованного-непосредственного запоминания(2,3; r=0,76), а также значительная связь выявляется между показателями уровня логичности и уровня обобщения (4,5; r=0,7). Анализ коэффициентов корреляции показателей познавательных особенностей детей с ЗПР выявил наличие сложной структуры взаимосвязей изучаемых факторов.

Таблица 1. Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с ЗПР(r(5%)=0,359, a=0,05)

Показатели

1

2

3

4

5

1. Показатель концентрации внимания 

1,00

       

2. Показатель соотношения произвольного-непроизвольного запоминания

0,36

1,00

     

3. Показатель соотношения непосредственного-опосредованного  запоминания 

0,43

0,76

1,00

   

4. Уровень обобщения 

0,58

0,48

0,53

1,00

 

5. Уровень логичности

0,47

0,63

0,66

0,7

1,00


Изучение взаимодействия показателей познавательных особенностей детей с сохранным развитием позволило выявить наличие положительной линейной корреляционной связи лишь между некоторыми факторами. Из приведенных в табл. 2 значений видно, что выраженной в этой группе испытуемых является связь между показателями соотношения произвольного-непроизвольного (2) и опосредованного-непосредственного (3) запоминания (r=0,8), а также связь между уровнем логичности мышления (5) и показателями различных видов запоминания(2,3) (r=0,29; r=0,3).

Таблица 2. Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с сохранным развитием (r (5%) = 0,27, a =0,05)

Показатели

1

2

3

4

5

1. Показатель концентрации внимания

1,00

       

2. Показатель соотношения произвольного-непроизвольного запоминания

-

1,00

     

3. Показатель соотношения непосредственного-опосредованного  запоминания 

0,35

0,8

1,00

   

4. Уровень обобщения мышления

-

-

-

1,00

 

5. Уровень логичности мышления

-

0,29

0,3

-

1,00


 

Анализ взаимосвязи показателей в характеристике познавательной деятельности детей с умственной отсталостью выявил наличие линейных корреляционных связей различной степени выраженности. Степень выраженности взаимосвязей между показателями была значительно ниже, нежели в группе детей с сохранным развитием и в группе детей с ЗПР. Наиболее значимые корреляции имели место между факторами,характеризующими взаимосвязь показателей соотношения непосредственного-опосредованного запоминания и показателями концентрации внимания (r=0,38), а также между показателями опосредованного-непосред-ственного, произвольного-непроизвольного запоминания(r=0,38). Значимого уровня не достигали связи между показателями уровня обобщения и логичности мышления, а также не выявлено значимых уровней объединения между мыслительными особенностями и другими факторами (см. табл.3).

Таблица 3. Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с умственной отсталостью (r(5%)=0,24,a =0,05)

Показатели

1

2

3

4

5

1. Показатель концентрации внимания 

1,00

       

2. Показатель соотношения произвольного-непроизвольного  запоминания 

-

1,00

     

3. Показатель соотношения непосредственного-опосредованного  запоминания 

0,38

0,44

1,00

   

4. Уровень обобщения мышления

-

0,25

-

1,00

 

5. Уровень логичности мышления

-

-

-

-

1,00


 

Сравнение результатов многомерного анализа позволило описать значимые различия между показателями полученных в ходе обследования трех групп детей. Наиболее существенные связи между показателями познавательной деятельности были выявлены в группе детей с ЗПР. В группе детей с нормальным развитием ряд этих связей отсутствовал. Однако взаимосвязь между такими показателями, как соотношение произвольного-непроизвольного, опосредованного-непосредственного запоминания имела место в обеих группах. Отмечая заметное ослабление связей между показателями когнитивной деятельности в группе детей с умственной отсталостью,удалось выявить и структурные различия в характере связей. Так, если в группе детей с ЗПР связь показателей уровня логичности и функцией обобщения мышления имела место со всеми остальными показателями, то в группе умственно отсталых детей структура этих взаимосвязей фактически нарушалась.

1 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.

2 Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - №1.

3 Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

4 Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.

5 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.

6 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

7 Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.

8 Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.

 


 



Информация о работе Основы специальной педагогики и психологии