Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:57, контрольная работа
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
1. Антипина А.Н. Из опыта работы
с детьми, имеющими задержку
Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью (В. Б. Никишина).
На этапе многомерного анализа результатов, полученных в ходе исследования познавательных особенностей детей трех групп, определились важные тенденции.
Изучение взаимодействия показателей
познавательных особенностей детей с
ЗПР позволило выявить наличие выраженной
положительной линейной корреляционной связи между
всеми исследуемыми факторами. Из количественных
данных, приведенных в табл. 1, видно, что
наиболее выраженной является связь между
показателями соотношения произвольного-непроизвольного
и опосредованного-
Таблица 1. Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с ЗПР(r(5%)=0,359, a=0,05)
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Показатель концентрации |
1,00 |
||||
2. Показатель соотношения |
0,36 |
1,00 |
|||
3. Показатель соотношения |
0,43 |
0,76 |
1,00 |
||
4. Уровень обобщения |
0,58 |
0,48 |
0,53 |
1,00 |
|
5. Уровень логичности |
0,47 |
0,63 |
0,66 |
0,7 |
1,00 |
Изучение взаимодействия показателей
познавательных особенностей детей с
сохранным развитием позволило выявить
наличие положительной линейной корреляционной
связи лишь между некоторыми факторами.
Из приведенных в табл. 2 значений видно,
что выраженной в этой группе испытуемых
является связь между показателями соотношения
произвольного-непроизвольного (2) и опосредованного-
Таблица 2. Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с сохранным развитием (r (5%) = 0,27, a =0,05)
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Показатель концентрации |
1,00 |
||||
2. Показатель соотношения произво |
- |
1,00 |
|||
3. Показатель соотношения |
0,35 |
0,8 |
1,00 |
||
4. Уровень обобщения мышления |
- |
- |
- |
1,00 |
|
5. Уровень логичности мышления |
- |
0,29 |
0,3 |
- |
1,00 |
Анализ взаимосвязи показателей в характеристике
познавательной деятельности детей с
умственной отсталостью выявил наличие
линейных корреляционных связей различной
степени выраженности. Степень выраженности
взаимосвязей между показателями была
значительно ниже, нежели в группе детей
с сохранным развитием и в группе детей
с ЗПР. Наиболее значимые корреляции имели
место между факторами,характеризующими
взаимосвязь показателей соотношения
непосредственного-
Таблица 3. Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с умственной отсталостью (r(5%)=0,24,a =0,05)
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Показатель концентрации |
1,00 |
||||
2. Показатель соотношения |
- |
1,00 |
|||
3. Показатель соотношения |
0,38 |
0,44 |
1,00 |
||
4. Уровень обобщения мышления |
- |
0,25 |
- |
1,00 |
|
5. Уровень логичности мышления |
- |
- |
- |
- |
1,00 |
Сравнение результатов многомерного
анализа позволило описать значимые различия
между показателями полученных в ходе
обследования трех групп детей. Наиболее
существенные связи между показателями познавательной
деятельности были выявлены в группе детей
с ЗПР. В группе детей с нормальным развитием ряд этих связей отсутствовал. Однако
взаимосвязь между такими показателями,
как соотношение произвольного-непроизвольного,
опосредованного-
1 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.
2 Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
3 Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
4 Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.
5 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.
6 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
7 Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.
8 Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.
Информация о работе Основы специальной педагогики и психологии