Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 07:14, реферат
Как у любого научного метода, у активных групповых методов обучения есть как противники, так и сторонники. Ниже приведено высказывание о преимуществах групповой формы работы К. Рудестама, который несомненно является сторонником этого метода.
«Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком» [104, 24].
Особенности активных групповых методов обучения и их проявление
План работы
Как у любого научного метода, у активных групповых методов обучения есть как противники, так и сторонники. Ниже приведено высказывание о преимуществах групповой формы работы К. Рудестама, который несомненно является сторонником этого метода.
«Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком» [104, 24].
Потенциальное преимущество условий группы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом [104].
«Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.
Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе» [104, 76].
У групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и пациенту-участнику, чем контакты один на один.
Но, при всем разнообразии аргументов методического характера в пользу групповой формы воздействия, остаются непроясненными ряд методологических принципов, лежащих в основе развития активных групповых методов. Так, нет однозначного мнения при ответе на вопрос, кто главным образом на кого влияет: группа как единое целое, ведущий или каждый участник группы. Многие вопросы, касающиеся сути, целей, механизмов воздействия, сферы формирования тренинговых групп, наиболее эффективных методов и техник для отдельных участников, роли и способов функционирования ведущего или терапевта, места в комплексной системе психологической помощи, целесообразности сочетания с другими методами, фаз и закономерностей протекания группового процесса, остаются открытыми. В настоящее время отсутствует общая теоретическая концепция, которая бы признавалась несомненным большинством специалистов.
Также актуальными остаются вопросы изменения методов групповой работы и ценностей, формируемых в ходе работы группы, в соответствии с изменением социального контекста общества в целом.
Как уже было показано, большинство СПТ, применяемых в России, в той или иной степени используют западные принципы и технологии. Построение программы тренинга и технологии взаимодействия тренера и группы, а также характеристики групповой формы работы в тренинге во многом заимствованы из западной практики.
Для начала рассмотрим, какие воздействующие факторы выделяют при анализе метода социально-психологического тренинга, как формы активных групповых методов обучения.
Одними из первых попытку ответить на поставленный выше вопрос предприняли Р. Корзини и Б. Розенберг. Авторы проанализировали взгляды и сопоставили точки зрения различных исследователей. Из 300 статей на тему групповой психотерапии они выделили 175 соответствующих понятий, а затем с помощью семантического дифференциала сгруппировали их, образовав 9 категорий. Выделенные таким образом воздействующие механизмы тренинговой группы они попытались рассмотреть применительно к трем основным формам функционирования человека: познавательной, эмоциональной и поведенческой. В группу познавательных механизмов авторы включили: участие в роли анализирующего наблюдателя (spectator therapy), универсализацию, интеллектуализацию (получение знания); к эмоциональным механизмам отнесли акцептацию, альтруизм, перенесение; к поведенческим - проверку действительности, интеракции. Как важные, но не включенные в упомянутые группы назывались следующие факторы: суггестия, авторитет ведущего и других участников, доверие к ведущему, соперничество, напряжение, проблемы, успокоение и заинтересованность [24].
В исследованиях Б. Берзон источником информации были участники. Они должны были указать, какие события или групповые явления в ходе занятий оказали наиболее существенное и благотворное воздействие. Участники перечислили эти факторы в такой последовательности: 1) осознание новых фактов; 2) понимание своего сходства с другими; 3) переживание положительных эмоций по отношению к другим; 4) восприятие себя «глазами» других; 5) самовыражение в группе; 6) проявление искренности, смелости; 7) проявление чувств окружающих; 8) понимание со стороны других; 9) переживание в группе чувства близости, теплых отношений; 10) проявление эмоций [24].
И. Ялом [139] выделил десять воздействующих факторов, характерных для большинства групп:
1. Сплоченность. Эта характеристика прочности, единства межличностных взаимодействий в группе - условие, способствующее достижению успеха.
2. Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса или надежда на возможность достижения благополучия оказывают сами по себе терапевтическое воздействие.
3. Обобщение. До прихода в группу люди склонны считать свои проблемы уникальными, но в процессе группового развития начинают осознавать, что и другие имеют похожие проблемы, также испытывают чувство неполноценности и межличностное отчуждение.
4. Альтруизм. Сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим, оказывает эффективное терапевтическое воздействие.
5. Предоставление информации/рассуждения. В некоторых группах используются дидактическое инструктирование и информирование участников.
6. Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детерминированы событиями настоящего или прошлого, особенно эмоциональными нарушениями в семье, проявляются в группе, которая сама, согласно психодинамической теории, становится похожей на семью. Эмоциональная привязанность участника к руководителю, другим участникам или группе в целом рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается более рациональной и реалистичной оценке.
7. Межличностное обучение. Группа служит испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций и опробования новых видов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи и поддержке и приходить в состояние аффекта, ведущее к корригирующим эмоциональным переживаниям.
8. Развитие межличностных умений. Явно или скрыто участники совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.
9. Имитирующее поведение. Часто люди учатся вести себя, наблюдая поведение других. В начале группового процесса поведение руководителя или других популярных членов группы может имитироваться для получения одобрения. Постепенно участники начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе.
10. Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных «неприемлемых» потребностей, сосредоточение внимания на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведет к психологическому очищению, облегчению и свободе. Однако реальной пользой катарсиса может явиться усиление сплоченности вследствие интенсивного взаимодействия в безопасном, принимающем окружении.
Согласно Ялому, эти десять факторов, оказывающие эффективное психотерапевтическое воздействие и характерные для большинства групп, взаимозависимы, действуют совместно друг с другом. Вопрос о том, какие из них являются строго необходимыми, остается достаточно сложным потому, что разные авторы, основываясь на перечне Ялома выделяют одни факторы и пренебрегают другими.
Ни один из указанных Яломом воздействующих факторов не может проявиться сам по себе, без специального целенаправленного усилия со стороны тренера и группы и наличия благоприятных условий для их проявления. Учитывая, что факт эффективности группового воздействия на личность доказан многими авторами, рассмотрим, какие аспекты работы группы присущи большинству социально-психологических тренингов. Это поможет понять какие условия, заложенные в групповой форме работы, создают ту благоприятную ситуацию, в которой эффективно проявляются воздействующие факторы. Большинство авторов указывают такие аспекты групповой формы работы тренинга как:
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в большинстве групп.
Кори [146] провел анализ взглядов на групповую динамику в СПТ у разных авторов. Количество выделяемых стадий развития отношений в группе у разных авторов различается, но общая логика групповой динамики сходна в большинстве случаев.
Газда замечает, что стадии, которые проходит группа целенаправленной деятельностью, яснее всего заметны в закрытых группах. Таких группах, которые поддерживают постоянное членство за все время существования группы.
Шутц (1973) сообщает о трех стадиях:
Малер (1969) в деталях описывает пять стадий:
Четыре стадии, которые выделил Газда похожи на стадии Малера:
В описании процесса базовых групп встреч, К. Роджерс в 1970 году идентифицирует 15 стадий, которые могут быть классифицированы по 4-5 стадиям, схожим с вышеперечисленными.
Шапиро (1978) описывает 4 общих фазы:
Внутри этой схемы он указывает 37 стадий, которые характерны для оптимально функционирующей закрытой группы, руководимой компетентным ведущим. Он замечает, однако, что его схема является идеальной моделью и, что не все группы оканчивают эти стадии с успехом. Он также подчеркивает, что успешное завершение каждой стадии является своего рода предпосылкой для стадии, которая затем последует.
Последователи Адлера говорят о четырех стадиях:
Информация о работе Особенности активных групповых методов обучения и их проявление