Особенности активных групповых методов обучения и их проявление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 07:14, реферат

Описание работы

Как у любого научного метода, у активных групповых методов обучения есть как противники, так и сторонники. Ниже приведено высказывание о преимуществах групповой формы работы К. Рудестама, который несомненно является сторонником этого метода.
«Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком» [104, 24].

Файлы: 1 файл

Использование групповых методов в обучении.doc

— 671.50 Кб (Скачать файл)
  1. Установление терапевтических взаимоотношений, основанных на доверии
  2. Интерпретация динамики
  3. Развитие интуитивного понимания
  4. Переориентация

К. Левин также уделяет большое внимание анализу 4 фаз в развитии динамики групп:

  1. Фаза параллельных взаимоотношений
  2. Фаза включения
  3. Фаза взаимности
  4. Заключительная фаза

Хансен, Уорнер и Смит (1980) пишут о пяти стадиях:

  1. Учреждение группы
  2. Конфликт и конфронтация
  3. Развитие сплоченности
  4. Результативность
  5. Окончание

И. Ялом (1975) выделяет три стадии:

Инициальная стадия характеризуется конфликтом, несмелым участием и поисками смысла;

Вторая стадия характеризуется конфликтом, доминированием и противодействием;

Третья- это стадия согласия, она характеризуется увеличением морального воздействия, доверием и самораскрытием.

В логике построения последовательности стадий развития группы можно выделить основные общие положения, разделяемые большинством авторов. Все авторы констатируют возрастание взаимопонимания участников по мере прохождения СПТ, стремления к активной совместной деятельности, но при этом, большинство авторов выделяют стадию конфронтации или разочарования, которая является следствием фрустраций участников по поводу тех или иных обстоятельств группового взаимодействия.

Можно выделить четыре стадии, которые выделяются большинством авторов в сохраняющейся последовательности.

Первая стадия является фазой ориентации, фазой разведки во время первоначальных встреч.

Вторая стадия – переходная. Она характеризуется тем, что в этот период имеет место конфликт, защитная реакция и сопротивление.

Третья стадия может быть названа рабочей стадией и характеризуется сплоченностью, необходимой для продуктивного функционирования группы.

Четвертая стадия - это стадия консолидации и она относиться к конечным фазам деятельности группы. Здесь основное внимание обращено на консолидацию и использование того, что было получено в группе, в жизни каждого члена группы [146].

 

2.2 Состав группы

 

Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации.

Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Это могут быть люди одного возраста, как, например группа детей, подростков, или взрослых людей. Другие однородные группы базируются на каких-то общих интересах или проблемах. Так, существуют группы для людей с проблемами излишка веса или тех, которые слишком зависят от алкоголя или наркотиков, группы людей, которые стремятся привлечь внимание к проблемам женщин или мужчин. Некоторые группы, организуемые в школьной обстановке, специально предназначены для детей и подростков, которые имеют какие-то трудности с обучением или таких детей, у которых есть серьезные проблемы адаптации к школьному окружению.

По нашему мнению, однородность группы формируется по тому основанию, которое имеет значение в рамках конкретного тренинга. Например, если ведется тренинг, направленный на формирование личностных изменений в области самооценки и восприятия себя людьми с избыточным весом, то работа группы будет более эффективной, если ее будут составлять полные люди. С другой стороны, если тренинг направлен на формирование более позитивного восприятия других, то необходимость в отборе тучных участников не возникает, наоборот, разнородная в плане внешних данных группа поможет моделировать более широкий спектр ситуаций в ходе тренинговых сессий.

По мнению Кори, однородная группа является более функционально приемлемой для ее членов, чем неоднородная группа. Возьмем, для примера, группу подростков. Такая группа может сфокусировать свое внимание на специфических проблемах развития, с которыми встречаются подростки, например, взаимоотношения со сверстниками, сексуальное развитие и идентификация, борьба за самоутверждение. В группе, которая состоит из подростков и предназначена для них, участники побуждаются выражать многие чувства, которые они держали в себе, через взаимодействие с другими представителями той же возрастной группы. Они могут делиться своими заботами, рассчитывая на поддержку и понимание.

Хотя однородные группы и могут быть более пригодные для части населения, неоднородные группы имеют иногда преимущества для некоторых типов групп развития личности. Гетерогенная группа, представляющая собой как бы в миниатюре социальные структуры, которые существуют в окружающем мире, дает участникам экспериментировать с новым поведением, развивать свои способности к общению с людьми и получать обратную связь от многих разнообразных источников. Особенно желательно подбирать в группу людей разного возраста, образования, социального статуса, интересов и забот, если необходима симуляция обыденной жизни.

Другим важным основанием для формирования тренинговой группы является стиль коммуникации. Каковым бы ни были степень психической зрелости участников группы, их возраст или пол, каждый из них характеризуется определенным стилем коммуникации. Так, пациенты с любым уровнем психической зрелости могут отличаться склонностью к доминированию или подчинению, смелостью или застенчивостью. Для оптимального функционирования группе необходимо наличие участников с разными стилями коммуникации.

Многообразие стилей коммуникации было разделено Тимоти Лири [6] согласно двум основным осям: вертикальная ось образуется качествами доминирования и подчинения; горизонтальная же ось образуется качествами открытости и застенчивости.

 

Рис. 3 Четыре стиля коммуникации Т. Лири

 

Сочетание всех этих качеств формирует четыре стиля коммуникации. Оптимально, если в группе присутствуют участники обладающие четырьмя разными стилями. Группа, состоящая из застенчивых и пассивных участников будет эмоционально невыразительной. Стили в определенной степени отражают психическую организацию человека. Проявляя присущие им стили коммуникации в группе, участники могут осознать ранее скрытые особенности своей личности. Мы полагаем, что межличностные конфликты часто связаны с тем, что члены группы проецируют на других те качества, которые они не могут в себе принять. Включение в группу лиц с разным стилем коммуникации дает ее членам возможность учиться на основе сравнения индивидуальных особенностей друг друга.

«Оптимальным составом психодинамической группы следует признать такой, при котором участники находятся примерно на одном уровне психического развития, но обладают разными стилями коммуникации. Кроме того, важно, чтобы каждый участник в чем-то повторял особенности хотя бы одного члена группы, с которым он мог бы идентифицироваться» [52, 140].

 

2.3 Обратная связь как элемент межличностного общения

 

«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153].

Как показывает опыт повседневного общения, знания, полученные о другом человеке, обычно не остаются достоянием только познающего - вольно или невольно, в той или иной форме он доводит их до сведения других. Этими другими могут быть сам познаваемый либо некоторые третьи лица. Нас интересуют ситуации, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительного того, каким он воспринят. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор межличностной обратной связи, а воспринимаемый - как ее реципиент [35].

«Обратная связь должна быть: неотсроченной; специфической, т. е. относящейся к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и се коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Открытость в выражении чувств — ключевой аспект поведения в такой группе. Обычно подчеркивается вторичная в данном случае роль когнитивных аспектов обучения, их зависимость от эмоциональных» [104, 76].

Обучение происходит, главным образом, через переживание многогранного группового опыта. При этом указанные характеристики обратной связи должны способствовать созданию климата доверия, «психологической безопасности» — решающей предпосылки достижения группой поставленных целей [104, 113].

Важной является и роль правильно построенной обратной связи преодоления барьеров общения, связанных с действием механизмов психологической защиты, которые активно участвуют в построении и образа себя, и образа другого. Барьеры возникают из за неосознанного стремления охранять привычное мнение, отторгая, либо искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. Организация общения в группе тренинга ориентирована в первую очередь на создание ситуации доверительного общения, поскольку лишь отношения уважения, взаимной поддержки, доверия рождают откровенность, минимизируют закрытость партнеров в общении. Важнейшими предпосылками, и даже образующими такой ситуаций в группе тренинга выступают реализуемые здесь специфические формы межличностной обратной связи.

«Само понятие обратной связи введено в научный обиход Н. Винером, отцом кибернетики, однако в настоящее время принцип обратной связи активно осмысляется в самых различных научных дисциплинах, в том числе науках о человеке - в физиологии, педагогике, психологии и т. д. В социальной психологии феномен обратной связи рассматривается прежде всего в контексте межличностного общения, то есть в контексте субъект-субъектного отношения, в отличие от системы «субъект—объект», имеющейся, как правило, в виду, в технике и кибернетике» [89, 127].

В межличностном общении в качестве обратной связи выступают любого рода сведения: информация прямая или косвенная, которую человек получает от партнера по общению относительно самого себя - своего поведения, своего облика и т. д.

Таким образом, обратная связь оказывается определенным видом социального знания - знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению.

Функции обратной связи в общении многообразны. Обратная связь выступает важнейшей образующей процесса обретения человеком собственного Я. Как отмечает, например, А.А. Бодалев, «благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными» [14, 14]. Кроме того, «получая в той или иной форме обратную связь и перерабатывая ее в соответствии со своими внутренними диспозициями, человек обычно вносит вклад не только в представление о себе, но и о другом, прежде всего коммуникаторе обратной связи» [89, 125].

Таким образом, обратная связь оказывается и важным звеном диалектически единого процесса познания себя и других людей и одновременно сложной техникой, использовать которую необходимо весьма аккуратно и тщательно прорабатывать методики ее организации.

Классификаций обратной связи можно построить множество - в зависимости от исследовательских целей и в соответствии с выбираемыми основаниями. В частности, различают аппаратурную и личностную обратную связь. В последнем случае она поступает непосредственно от партнеров по общению, а в первом - ее источником являются различные технические устройства, позволяющие нам посмотреть на себя как бы со стороны (фотоаппарат, магнитофон, видеозапись т. п.).

«Она может быть вербальной и невербальной, то есть выражаться в слове или жесте, взгляде, мимике; оценочной и не содержащей оценки; соотносящейся с конкретным источником и не определяющей источник вовсе; общей или специфической применительно к поведению человека; эмоционально окрашенной и не несущей эмоциональной окраски со стороны коммуникатора и т. д. Реализация обратной связи в контексте межличностного общения предполагает как минимум два условия. Первое условие - человеку поступают от партнера по общению сведения о том, как, каким партнер представляет его себе. Второе условие - человек воспринимает эти сведения» [89, 125].

Насколько названные условия реализуются в практике повседневного общения? Каковы параметры реальной обратной связи? «Опыт повседневного общения показывает, что далеко не всегда совпадают представление о другом человеке для себя и представление возвращаемое, адресуемое воспринимаемому. Иначе говоря, коммуникатор обратной связи не всегда эксплицирует реципиенту то, что он действительно думает о нем. В некоторых случаях можно предположить наличие трех видов знаний о другом человеке: для себя, для другого - воспринимаемого, для другого - третьего лица. Что и в какой форме возвращает коммуникатор обратной связи воспринимаемому, естественно, определяется в целом общим социальным контекстом, в котором протекает общение. Психологам предстоит исследовать, насколько часты случаи совпадения или расхождений указанных видов знаний, характер, степень расхождения и т. д. Всестороннее исследование обратной связи представляется необходимым для более полного изучения межличностной коммуникации, восприятия человека человеком, формирования понятия о другом и самом себе, для решения вопроса о формах и способах оптимизации межличностного общения» [89, 127].

 

2.4 Создание доверия в группе

 

Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не будет исходить вызов от одного члена группы к другому, и работа в группе будет подвержена влиянию затаенных чувств.

Информация о работе Особенности активных групповых методов обучения и их проявление