Особенности формирования эмоционального благополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:23, дипломная работа

Описание работы

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательно окрашенное эмоциональное состояние личности в условиях определенной социальной среды (школа, семья, неформальные группы и др.), характеризуемое ощущением незащищенности, недоверия а, следовательно, неудовлетворением фундаментальных потребностей в безопасности, в любви, в уважении, в самоактуализации.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоционального благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья, обеспечение которой и является основной задачей детской психологии .

Файлы: 1 файл

глава 1.1 Word.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)


ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1.1 Причины и последствия эмоционального неблагополучия подростков

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательно окрашенное эмоциональное состояние личности в условиях определенной социальной среды (школа, семья, неформальные группы и др.), характеризуемое ощущением незащищенности, недоверия а,  следовательно, неудовлетворением фундаментальных потребностей в безопасности, в любви, в уважении, в самоактуализации.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоционального благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья, обеспечение которой и является основной задачей детской психологии (1,с.115).

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия  при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежат в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого любовь к матери как к объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей она оказывает влияние на дальнейшее формирования объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность)  влечет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях. Состояние эмоционального неблагополучия (напряжение, фрустрация, страх, отчаяние, гнев и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения потребности или несоответствия способов удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемых обществом (первоначально в лице родителей).

Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта: страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль в этом процессе матери как внешнего источника вышеуказанных переживаний – положили начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и видов переживаний своей активности в нем.

Основополагающий вклад в учение об эмоциональном благополучии детей внес Э. Эриксон, который принимает за основу чувство базового веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда, по его мнению, порождаются заботой и любовью матери, которая своевременное появление, и, соответственно, устранения состояния неудовольствия и получения удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии.  В поведении матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия, и к концу первого года жизни образуется определенное соотношение между базовой верой и базовым недоверием, которое для успешного психического развития должно быть в пользу веры и надежды.

Концепция Э.Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов» между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза.

К. Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в безопасности и необходимости ее удовлетворения, которое обеспечивается родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога как результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Интересен подход Д. Винниконтта, который акцентирует свое внимание на значимости для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало его утверждение о том, что «кормление без любви деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащих для защиты и сохранения своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это значение мира и соотношение его «хороших» и «плохих» свойств, а так же их предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта - матери. Для этого достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

В этологических исследованиях, начало которым было положено в экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающимися без матери, было показано: для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимуляторов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие тела (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойств покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначальный эмоциональный комфорт достигается именно за счет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они «собираются» в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации удалось «разнести» стимулы, обеспечивающие  эмоциональный  комфорт,   и  стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств). Революционность этих исследований состоит  не только в выделении • самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в  генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании стимулов, обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем объекте.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребностей в безопасности и роль матери в их  обеспечении, а также влияние этих структур в формировании базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боули, М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качество матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающих стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я - другой»). Более поздние исследования привязанности показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две его основные формы: прочная, или безопасная, и непрочная, или небезопасная) с некоторыми вариантами обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для формирования конкретно-культурного  варианта  личности.  Качество привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой личностной характеристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формирование стиля мотивации достижений, а также наличие «циклов непрочной привязанности» в семейной истории.

Несомненным достижением теории привязанности является то обстоятельство, что в указанных исследованиях было отмечено: источником формирования прочной привязанности является доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (щита от форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Например, еще У.Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта с взрослым как источник страха в младенчестве. Английский психолог Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и на преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Исходя из такого представления, она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери: 1) снятие стресса за счет увеличения подвижности; 2) угнетение  двигательной   активности («затаивание»); 3) аутостимуляция или «поиск замены соска». Отметим в традиционных системах воспитания - этот способ активно используется иногда даже за пределами грудного возраста.

С точки зрения В.В.Лебединского есть две основные функции эмоциональной  регуляции; тоническая  и  регулятивная. В.В.Лебединский отмечает, что эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме они принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенка, а также обеспечивается с помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические параметры, характеризуемые как сценическое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как, состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии Возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях.

В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. Так, А.Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности (безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности), которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. А.Маслоу относит потребность безопасности к потребностям первого уровня, которая должна быть удовлетворена после удовлетворения потребности нужд (физиологических). Исходя из такого представления, удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и закрепления необходимы стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивает зависимость ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создать и поддерживать.

В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

В отечественной психологии традиционно упор делается на эмоциональные переживания ребенка во взаимоотношениях с взрослым. Мать первоначально  рассматривалась  как  источник  стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. По мнению Л. И. Божович, в первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимоотношениях с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности в общении (в форме эмоционально воздействия).

М. И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течение периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя своё эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в  эмоциональном  взаимодействии, которое  является содержанием  первой  формы общения  ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажения развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной атмосферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее, эмоционально-положительного) состояния ребенка. Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках тех направлений отечественной психологии, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка. Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимоотношений, изучение вариантов материнско-детских отношений и их последствий для психического развития ребенка в раннем, дошкольном и более старших возрастах.

Информация о работе Особенности формирования эмоционального благополучия