Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:23, дипломная работа
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательно окрашенное эмоциональное состояние личности в условиях определенной социальной среды (школа, семья, неформальные группы и др.), характеризуемое ощущением незащищенности, недоверия а, следовательно, неудовлетворением фундаментальных потребностей в безопасности, в любви, в уважении, в самоактуализации.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоционального благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья, обеспечение которой и является основной задачей детской психологии .
В этих исследованиях выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте (А.Я.Варга, М.В.Колоскова, О.В.Баженова, Г.В.Скобло и др.). Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру (А.Я.Варга), активно-доверительное отношение к миру (М.В.Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирования такого содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая помимо физиологических удовлетворения потребностей ребенка и потребности в эмоциональном общении обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И.Божович), в эмоциональном взаимодействии с взрослом (М.И.Лисина), к трем месяцам проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослого (С.Ю.Мещерякова), потребность в чувстве уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В.Скобло). Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.
Эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - Мир» и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.
В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю.Ильина, Г.А.Свердлова, Е.Л. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.
Анализируя многочисленные исследования отечественных ученых (9,с.14), касающиеся эмоционального благополучия детей, необходимо отметить, что выделяют три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний и низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия, типов материнско-детского взаимодействия, типов материнского отношения.
Исследования эмоционального благополучия детей разного возраста и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественно положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, в развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, в стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживаний семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает адекватную самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Подводя итоги данного параграфа, можно констатировать, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а, прежде всего, от оптимальности системы «мать-дитя».
Информация о работе Особенности формирования эмоционального благополучия