Особенности характера творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.

Содержание работы

Введение 2
Понятие творчества 3
Структура творческой деятельности 5
Мышление и творчество 8
Понятие творческого мышления 10
Особенности творческих личностей 12
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

Особенности характера творческой личности.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Некоторые мыслители считают, что творческий стиль мыслительной деятельности - это первичная и  естественная форма работы мозга. В  связи с этим творческие способности  присущи без исключения всем людям, но проявляются они по-разному  в зависимости от выраженности специальных  способностей к различным видам  деятельности. Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий  и, главным образом, как предмет  существующей системы воспитания и  обучения.

Однако общеизвестно, что  при одной и той же системе  воспитания и обучения у одних  людей формируется шаблонное  мышление, у других сохраняется или  вырабатывается самостоятельный и  творческий стиль мыслительной деятельности.

Это заставляет думать, что  у некоторых индивидуумов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д.

Не лишено вероятности  предположение, что сопротивляемость «шаблону» может оказаться наиболее фундаментальным внутренним качеством  в структуре творческих способностей, природа которого скорее всего детерминирована некоторыми биологическими задатками. Возможно, однако, и альтернативное предположение, что данное качество вторично, обусловлено другими качествами интеллектуальной деятельности (гибкостью, широтой и пр.)  или личностными образованиями.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался  сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

    1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
    2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
    3. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
    4. Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

 

Особенности творческих личностей

 

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность  не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать  вывод о существовании особого  типа личности — «Человека творческого».

Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны  не столько своим усилиям, сколько  работе литературоведов, историков  науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо  нет творения без творца.

Творчество есть выход  за пределы заданного. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные  точки зрения: талант — это максимальная степень здоровья, талант — это  болезнь.

Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении  способных людей, о соответствующей  их подготовке, то есть о наилучшем  решении подбора кадров.

Творцом, так же как и  интеллектуалом, не рождаются. Все зависит  от того, какие возможности предоставит  окружение для реализации того потенциала, который в различной степени  и в той или иной форме присущ каждому из нас.

Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

Можно выделить два полюса гениальности, между которыми лежит  гамма постепенного перехода. Представителей одного полюса можно было бы назвать, по традиции, гениями «от бога», представителей другого — гениями «от себя».

Гении «от бога» - Моцарты, Рафаэли, Пушкины -   творят так, как поют птицы, - страстно, самозабвенно и в то же время естественно, непринужденно, играючи. Они, как правило, выделяются своими способностями с детских лет; судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути, и их обязательное трудолюбие сливается воедино со стихийным, непроизвольным творческим импульсом, составляющим самую основу их психической жизни. Огромная избыточность «специальных» способностей проявляется у них подчас на фоне сравнительно скромных волевых качеств.

Волевые качества Моцарта  — чистейшего гения «от бога» - были, по-видимому, посредственными. Уже в зрелые годы он отличался такой детской наивностью суждений, какая, исходи она от другого лица, могла бы вызвать лишь снисходительный смех. Зато через всю биографию Моцарта проходит мощное волевое влияние его отца, побуждавшее его к неустанной работе, ограждавшее от неверных шагов. Отец был учителем, воспитателем и импресарио юного Моцарта; огромное дарование сына было вынесено к вершинам гениального творчества волею отца.

У гениев «от себя» развитие медленное, иногда запоздалое, судьба обращается с ними довольно жестоко, порой даже зверски жестоко. Здесь фантастическое  преодоление судьбы и преодоление самого себя.  В исторической веренице выдающихся людей этого типа мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Греции. В этом ряду, возможно, и наш гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность; здесь и Джек Лондон, с его обостренным до болезненности чувством собственного достоинства и настоящим культом самообладания и самоопределения; здесь и Ван-Гог, и яростный Вагнер, овладевший нотным письмом лишь в двадцать лет.

Многие из этих людей в  детстве и юности производили  впечатление малоспособных и  даже тупых. Джемс Уатт, Свифт, Гаусс  были «пасынками школы», считались  бездарными. Ньютону не давалась школьная физика и математика. Карлу Линнею прочили карьеру сапожника.

Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым».

У гениев «от себя» над  всем преобладает несокрушимая воля, неуемное стремление к самоутверждению. У них колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность. Работая, они достигают вершин напряжения. Они преодолевают свои недуги, свои физические и психические недостатки, в буквальном смысле творят самих  себя, и на самом творчестве их, как  правило, лежит отпечаток яростного  усилия.

Гениям «от себя» порой  не хватает той очаровательной непринужденности, той великолепной небрежности, что  свойственна гениям «от бога», но гигантская внутренняя сила и страсть, соединенные с неукоснительной  требовательностью к себе, возводят их произведения в ранг гениальности.

Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов исходный потенциал дарования  и у гениев «от себя»: что-то должно было быть, что питало страстное  влечение к делу и веру в себя,—  может быть, их толкало вперед смутное  чувство нераскрытых возможностей.

Очень ярким примером «примирения» двух начал «от бога» и «от  себя» может служить поучительная жизнь Гёте. Человек редкостной уравновешенности, оптимизма и спокойствия, прозванный великим олимпийцем, он смолоду отличался  слабым, непостоянным характером, был  нерешительным, склонным к приступам тоски. Путем постоянной тренировки, контроля над эмоциями Гёте удалось изменить самого себя. 

Современная наука утверждает, что потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или  иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий,  порекомендовать  ему поступить в специальную  школу и так далее?

Многочисленные психологические  исследования позволяют назвать  целый ряд способностей, которые  характеризуют творческую личность.

Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной  необходимостью.

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются  резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д.

Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) * активность психики.

Поскольку креативность преобладает  над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту - гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

 

Творческим людям присущи  следующие личностные черты:

    1. независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
    2. открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
    3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуация конструктивная активность в этих ситуациях;
    4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

 

Часто в этом ряду упоминают  особенности «Я» - концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.

Наиболее противоречивы  данные о психической эмоциональной  уравновешенности творческих людей. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.

Сама творческая активность, связанная с изменением состояния  сознания, психическим перенапряжением  и истощением, вызывает нарушения  психической регуляции и поведения.

Талант, креативность - это не только большой дар, но и большое наказание.

Практически все исследователи  отмечают существенные различия психологических  портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает боль, прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражении литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.

 

По своим творческим проявлениям  деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого. Ученые и бизнесмены в среднем лучше  контролируют свое поведение и менее  эмоциональны и чувствительны, чем  деятели искусства.

В творческом процессе велика роль бессознательного, интуитивного. Интуиция, образование «удивительной смеси опыта и разума» (М.Бунге) тесно связана со способностью  к творческому воображению, фантазии.

Воображение - это способность  вызывать в сознании из богатства  воспоминаний  определенные составные  части и создавать из них новые  психологические образования.

Многочисленные психологические  исследования позволяют также выделить целый ряд способностей, которые  характеризуют творческую личность, а значит, при выявлении их у  того или иного молодого человека дают веские основания прогнозировать его творческие профессиональные возможности  в будущем.

Прежде всего, это стремление к оригинальности решения, поиски нового, раскованность мышления.

Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению  единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.

Действительно, творческая личность в основе своей чужда  конформизму. Именно независимость  суждений позволяет ей исследовать  пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные  люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они  совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.

Информация о работе Особенности характера творческой личности