Особенности использования и специфика проведения проективных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие о теоретической и практической психодиагностике……………….4
2.История развития проективных методик……………………………………...7
3.Психологическая характеристика проективных методик……………………8
4.Классификация проективных методик………………………………………13
5.Особенности использования и специфика проведения проективных методик…………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………….24

Файлы: 1 файл

кр особенности проектифных методик (шз.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

1.Понятие о теоретической и практической психодиагностике……………….4

 

2.История развития проективных методик……………………………………...7

 

3.Психологическая характеристика проективных методик……………………8

 

4.Классификация  проективных методик………………………………………13

 

5.Особенности использования и специфика проведения проективных методик…………………………………………………………………………...17

 
Заключение……………………………………………………………………….22 

Список используемой литературы………………………………………….24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических  исследованиях личности проективные  методики стали широко использоваться во многих областях психологической  практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного  исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся  в отечественной психологии. Проективные  методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о теоретической  и практической психодиагностике.

 

Психодиагностика – это  область психологической науки  и одновременно важнейшая форма  психологической практики, которая  связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после  публикации Г. Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение. Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Психодиагностика - и теоретическая  дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностические инструмент, в других - требуют особой работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез. Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.[1] Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

1) принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

2) принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

3) принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

4) принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

5) личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в  основу разработки психодиагностических методик – способов получения  достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый клинический, да и житейский, опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.[4]

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза –  описание состояния объектов, коими  могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может  входить составной частью в эксперимент  или выступать самостоятельно, как  метод исследования либо, как область  деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

1) в широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

2) в узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

1) сбор данных;

2) переработка и интерпретация данных;

3) вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как  наука определяется, как область  психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.[1]

Область применения психодиагностики согласно весьма широка. В нее входят: 

- проверка гипотез, проверяемых в экспериментах; 

- прикладные исследования, в которых требуется проверить результат введения тех или иных нововведений; 

- психологическое консультирование, для проведения которого психолог должен иметь правильный диагноз исследуемого, видеть суть его проблемы;

- практическая психокоррекционная работа;

- медицинская психология;

- патопсихология;

- инженерная психология;

- психология труда.[6]

В компетенцию психодиагностики входят:

- конструирование и апробация методик;

- выработка правил проведения обследования;

- способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.[7]

Психологическая диагностика  предназначена для того, чтобы  обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики.  
Психодиагностика позволяет измерить не только актуальное психологическое состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных ситуациях.

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития проективных  методик.

 

Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в ее основе лежит  извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи  с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности, иногда на психологическом жаргоне называемый «внутренними условиями». 

С давних пор, вглядываясь  в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности  моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска  или свинца в холодную воду. Давно  было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той  или иной степени присутствует в  его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем  всем известные наблюдения были использованы для исследования личности. [2]

История проективных методик - это и хронология, отмечающая особо  важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к  пониманию природы личности и  способов ее экспериментального изучения. Стало традицией вести счет проективным  методикам с теста словесных  ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 годах. Метод вызова ответных ассоциаций в психологии известен со времен В. Вундта и, Ф. Гальтона, однако именно К. Юнгу принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области-переживания и поведения человека («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности. Юнг показал таким образом, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Впоследствии разнообразные варианты ассоциативного теста применялись для выявления чувства вины (детекторы лжи М. Вертгаймера и А. Р. Лурия), асоциальных вытесненных влечений (Дж. Брунер, Р. Лазарус, Л. Постмен, Ч. Эриксен и др.), для отграничения нормы от патологии (Г. Кент и А. Розанов). Тесты незаконченных предложений и рассказов также нередко считают ведущими свое происхождение от ассоциативного-теста Юнга (АнастазиА., 1982; AbtL., BellakL., 1950; Semeonoff В., 1976;Anzieu D., 1967).[2]

Но подлинную революцию  произвела книга Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921). Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования. 

Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе. Получив медицинское образование в Швейцарии и Германии, он успешно защитил докторскую диссертацию под руководством Э. Блейлера. Еще тогда совместно со своим другом, учителем живописи Конрадом Герингом, он написал нигде, к сожалению, не опубликованную работу, где попытался проанализировать, обладают ли способные студенты большим уровнем развития воображения, нежели студенты посредственные. Познакомившись с психоанализом, он достиг настолько больших успехов, что был избран вице-президентом швейцарского Психоаналитического общества.

«В начале 1890-х годов  психолог Джордж Уиппл опубликовал таблицу стандартных ответов на ряд проективных тестов, где он указал время реакции и количество вопросов, а также степень сложности ответов субъектов, однако есть сомнения, что Роршах был знаком с этой публикацией», - пишут Ф. Александер и Ш. Селесник, размышляя об истоках метода Роршаха. Так или иначе, после четырнадцати лет работы "Психодиагностика" была опубликована.

Справедливости ради нужно  отметить, что русские ученые тоже внесли свой вклад в создание проективной  психодиагностики: так, В.В. Абрамов  в 1911 году предложил метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных.[3]

Все эти исследования следует  считать предысторией проективной  техники. Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической  концепции — психологической  концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому  психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая характеристика проективных методик.

 

«Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые  наименее доступны непосредственному  наблюдению или опросу» [1]. Среди  диагностируемых качеств могут  быть названы интересы и установки  личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности  и побуждения и пр. Основное отличие  данного метода исследований заключается  в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто  эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный  метод и составляющие его проективные  методики, которые раскрывают мысли  и отношения исследуемого на подсознательном  уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства  и эмоции. 

Проективные методики основываются на едином психологическом механизме  «проекции», который анализировали  Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается  в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их [9]. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.

Информация о работе Особенности использования и специфика проведения проективных методик