Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:40, контрольная работа
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие о теоретической и практической психодиагностике……………….4
2.История развития проективных методик……………………………………...7
3.Психологическая характеристика проективных методик……………………8
4.Классификация проективных методик………………………………………13
5.Особенности использования и специфика проведения проективных методик…………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………….24
Содержание.
Введение ………………………………………………………
1.Понятие о теоретической и практической психодиагностике……………….4
2.История развития проективных методик……………………………………...7
3.Психологическая характеристика проективных методик……………………8
4.Классификация проективных методик………………………………………13
5.Особенности использования
и специфика проведения проективных методик……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….24
Введение.
В связи с возрастающей
потребностью в прикладных психологических
исследованиях личности проективные
методики стали широко использоваться
во многих областях психологической
практики. Однако не всегда их применение
оправдано задачами конкретного
исследования, а получаемые результаты
интерпретируются в категориях, адекватных
представлениям о личности, сложившимся
в отечественной психологии. Проективные
методы исследования личности, вероятно,
- одна из наиболее сложных и противоречивых
областей психологической
Понятие о теоретической и практической психодиагностике.
Психодиагностика – это
область психологической науки
и одновременно важнейшая форма
психологической практики, которая
связана с разработкой и
Хотя понятие «
Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностические инструмент, в других - требуют особой работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез. Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.[1] Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
1) принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
2) принцип развития – ориентирует
изучение условий возникновения психических
явлений, тенденции их изменения, качественные
и количественные характеристики
3) принцип диалектической связи
сущности и явления – позволяет увидеть
взаимное обуславливание этих философских
категорий на материале психической реальности при
4) принцип единства сознания
и деятельности – сознание и психика формируются
в деятельности человека, деятельность
одновременно регулируется сознанием и
5) личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в
основу разработки психодиагностических
методик – способов получения
достоверных данных о содержании
переменных психической реальности. Практическая
психодиагностика относится к теоретической
так же, как инженерная эксплуатация технических
устройств к их разработке и конструированию.
Как и всякая эксплуатация достаточно
сложных устройств в реальных, «полевых»
условиях, практическая психодиагностика
предполагает полезные навыки, интуицию,
богатый клинический, да и житейский, опыт.
Помимо этого практическая психодиагностика
предполагает свод правил применения
психодиагностических инструментов, основанных
на знании свойств измеряемых переменных
и измеряющих инструментов, на знании
этических и профессиональных норм
Психодиагностику в
Психодиагностика
Психодиагностика понимается
1) в широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
2) в узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
1) сбор данных;
2) переработка и
3) вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как
наука определяется, как область
психологии, разрабатывающая методы
выявления и измерения индивидуально
– психологических особенностей
Область применения психодиагностики согласно весьма широка. В нее входят:
- проверка гипотез,
- прикладные исследования, в
которых требуется проверить результат
введения тех или иных
- психологическое консультирование, для проведения которого психолог должен иметь правильный диагноз исследуемого, видеть суть его проблемы;
- практическая
- медицинская психология;
- патопсихология;
- инженерная психология;
- психология труда.[6]
В компетенцию
- конструирование и апробация
- выработка правил проведения
- способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.[7]
Психологическая диагностика
предназначена для того, чтобы
обеспечить сбор информации об особенностях
человеческой психики.
Психодиагностика позволяет измерить
не только актуальное психологическое
состояние человека, но и прогнозировать
поведение в самых различных ситуациях.
Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.[6]
История развития проективных методик.
Исследователи, обращавшиеся
к проективной технике, единодушны
в том, что в ее основе лежит
извечно присущее человеку стремление
истолковывать явления и
С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности. [2]
История проективных методик - это и хронология, отмечающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 годах. Метод вызова ответных ассоциаций в психологии известен со времен В. Вундта и, Ф. Гальтона, однако именно К. Юнгу принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области-переживания и поведения человека («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности. Юнг показал таким образом, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Впоследствии разнообразные варианты ассоциативного теста применялись для выявления чувства вины (детекторы лжи М. Вертгаймера и А. Р. Лурия), асоциальных вытесненных влечений (Дж. Брунер, Р. Лазарус, Л. Постмен, Ч. Эриксен и др.), для отграничения нормы от патологии (Г. Кент и А. Розанов). Тесты незаконченных предложений и рассказов также нередко считают ведущими свое происхождение от ассоциативного-теста Юнга (АнастазиА., 1982; AbtL., BellakL., 1950; Semeonoff В., 1976;Anzieu D., 1967).[2]
Но подлинную революцию
произвела книга Германа
Герман Роршах родился в
1884 году в Цюрихе. Получив медицинское
образование в Швейцарии и Германии, он
успешно защитил докторскую диссертацию
под руководством Э. Блейлера. Еще тогда
совместно со своим другом, учителем живописи
Конрадом Герингом, он написал нигде, к
сожалению, не опубликованную работу,
где попытался проанализировать, обладают
ли способные студенты большим уровнем
развития воображения, нежели студенты
посредственные. Познакомившись с психоанализом,
он достиг настолько больших успехов,
что был избран вице-президентом швейцарского
«В начале 1890-х годов
психолог Джордж Уиппл опубликовал таблицу
стандартных ответов на ряд проективных
тестов, где он указал время реакции и
количество вопросов, а также степень
сложности ответов субъектов, однако есть
сомнения, что Роршах был знаком с этой
публикацией», - пишут Ф. Александер и Ш.
Селесник, размышляя об истоках метода
Роршаха. Так или иначе, после четырнадцати
лет работы "Психодиагностика" была
Справедливости ради нужно отметить, что русские ученые тоже внесли свой вклад в создание проективной психодиагностики: так, В.В. Абрамов в 1911 году предложил метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных.[3]
Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.[2]
Психологическая характеристика проективных методик.
«Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» [1]. Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.
Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их [9]. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.
Информация о работе Особенности использования и специфика проведения проективных методик