Особенности использования и специфика проведения проективных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие о теоретической и практической психодиагностике……………….4
2.История развития проективных методик……………………………………...7
3.Психологическая характеристика проективных методик……………………8
4.Классификация проективных методик………………………………………13
5.Особенности использования и специфика проведения проективных методик…………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………….24

Файлы: 1 файл

кр особенности проектифных методик (шз.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

Ошибки психодиагноста возникают с повышенной вероятностью в тех случаях, когда психодиагност, не имея достаточного профессионального опыта, сам не отдает себе отчета в том, что по отношению к порожденному испытуемым материалу проявляет как бы вторичную проекцию — интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. Например, у тревожного исследователя повышается субъективная чувствительность к признакам тревожности (ассимилятивная проекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидному исследователю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма и анархического беспорядка (контрастная проекция). В ряде случаев плохую службу в интерпретации проективных методик может сослужить предварительное знакомство исполнителя о испытуемым; психодиагност невольно ищет в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом. Сократить вероятность ошибок психодиагноста можно только путем привлечения опытных и независимых исполнителей. 

Таким образом, выполнение проективных  методик — дело психологов, а  не педагогов-предметников. Да и не все психологи одинаково готовы к применению этих методик. Подготовленными  можно считать только тех, кто  прошел специальную стажировку по использованию  данной методики на нескольких десятках протоколов под руководством опытного профессионала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Психодиагностика – это  область психологической науки  и одновременно важнейшая форма  психологической практики, которая  связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания  индивидуальных психологических особенностей человека.

Создание проективной  психодиагностики имеет длинную  предысторию, но первая проективная  методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической  концепции — психологической  концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому  психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции. 

Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Термин «проективные» был впервые  использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других.  

Им выдвигаются три  основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направлено на уникальное в структуре или организации личности. 

2. Личность в проективном  подходе изучается как относительно  устойчивая система динамических  процессов, организованных на  основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

З. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида.

Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым  существенно отличаются от стандартизованных  методов, а именно: 

- особенностями стимульного материала; 

- особенностями поставленной  перед респондентом задачи; 

-  особенностями обработки и интерпретации результатов.

Первая же классификация  проективных методик была разработана Л. Франком. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику.

Проективные методики относятся  к малоформализованным методам психодиагностики. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. 

Эффективность проективных  методик зависит от правильного  их использования. Правильное использование  подразумевает следующие моменты:

- соответствие методик целям и дизайну исследования;

- правильный подбор стимулов;

- использование нескольких  методик для решения одних  и тех же исследовательских задач;

- выполнение правил проведения некоторых методик;

- профессионализм модератора.

Практически все проективные  методики обладают повышенным риском появления таких артефактов, как  инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста.

Выполнение проективных  методик — дело психологов, прошедших  специальную стажировку по использованию  данной методики на нескольких десятках протоколов под руководством опытного профессионала.

 

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Его преимуществом в этом своем качестве является то, что он - едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных плюсов – это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным.

Использование проективных методик имеет ряд требований и правил проведения, от которых напрямую зависит эффективность применения данных методик. Очень важным фактором для интерпретации данных, полученных с помощью проективных методик, является сам интерпретатор. В мировой практике считается, что адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик, может профессионал, имеющий психологическое или социологическое образование и опыт проведения качественных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов.– М.: Академический проект, 2000. – 512 с.
    2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Спб.: Питер, 2002. – 352с.
    3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
    4. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 1994,С.193-196.
    5. Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях// Практический маркетинг. 2000, №1, с. 25-30.
    6. Доррер,  М.  Имитация   психологической   интуиции с помощью искусственных нейронных сетей. - М., 2008
    7. Носс И. Н. Психодиагностика.– М.: КСП, 2000. – 320 с.
    8. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - (Учебник для вузов) - СПб.; Питер-Юг, 2008. – 352с.
    9. 1 Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.,1980. – 174 с.

 


Информация о работе Особенности использования и специфика проведения проективных методик