Особенности эмоционального развития слабослышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Одной из важных проблем в специальной психологии, является проблема психического развития слабослышащих детей.
К категории слабослышащих, относятся лица с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое и частично интеллектуальное
развитие. При этом сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

Содержание работы

Введение 3
Эмоции и их виды 4
Развитие эмоциональной сферы 5
Заключение 13
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

Пензенский государственный  университет                                                                     Педагогического института имени  В.Г. Белинского                                                                    заочный факультет педагогического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

по дисциплине: « Психология »

Тема: « Особенности эмоционального развития  
слабослышащих детей »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             

                                                                                                                        Выполнила: студентка гр.32 , заочного

                                                                                                   факультета начального и специального

                                                                                               образования, профиля «Дошкольное

                                                                              образование» Аблаева О.А

                                                                                   Проверила: кандидат психологических                          наук,  доцент  Семенова Т.А

 

г.Пенза,2013

 

 

Содержание 

Введение                                                                                                                                         3 

Эмоции и  их виды                                                                                                                         4       

Развитие  эмоциональной сферы                                                                                              5 

Заключение                                                 13 
 
Список используемой литературы                                                                                    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важных проблем в специальной  психологии, является проблема психического развития слабослышащих детей.

 К  категории  слабослышащих,  относятся  лица с частичной слуховой

недостаточностью,  затрудняющей  речевое  и  частично интеллектуальное

развитие. При  этом сохраняется способность к  самостоятельному накоплению   речевого   запаса  при  помощи  остаточного  слуха.

Речь  слабослышащего   обычно  отличается  рядом  существенных  недостатков, которые  могут  затруднять  учебный  процесс, а также процесс усвоения сложного для понимания материала. Процесс  запоминания во многом  опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, то  есть по соотнесению нового материала с усвоенным ранее.  Специфические  особенности зрительного восприятия слабослышащих   влияют   на  эффективность  их  образной  памяти  -  в окружающих  предметах  и  явлениях  они  часто выделяют несущественные признаки. Произвольное  запоминание отличается  тем,  что  образы запоминаемых предметов в меньшей степени организованы,  чем  у  слышащих.  Поскольку  обучающиеся  с нарушенным слухом реже пользуются приемами опосредованного запоминания, то образы в  их  памяти  сохраняются  хуже  (медленнее  запоминаются  и  быстрее забываются).

Из-за особенностей интеллектуальной сферы обучающихся  с нарушенным  слухом,  как замедленное развитие мыслительных операций (в частности,  операций  анализа,  синтеза, абстрагирования), у них часто наблюдаются  трудности  в  выделении  и  осознании  цели. 

Так же одной  из проблем слабослышащих детей, является развитие эмоциональной сферы, о которой пойдет речь в моей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Эмоции и их виды

 

 

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:

  • эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;
  • собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
  • чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;
  • аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный  тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Виды. Выделяют состояние  тревоги и личностную тревожность 

Состояние тревоги (реактивная тревога) — реакция на непосредственно действующие раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его самоуважение и престиж.

Тревожность — черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать на эти ситуации повышением реактивной тревоги.

Проявляется в легком и частом возникновении  состояний тревоги. Тревожность  возникает при благоприятном  фоне свойств нервной и эндокринной  систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри— и межличностного общения, например между родителями и детьми.

 

 

 

4

Развитие эмоциональной  сферы

Социальная  ситуация в которой оказывается  ребенок с нарушением слуха, имеет  важное значение в возникновении  у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в  ходе усвоения социального опыта, в  процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослым.

На  развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Основные  направления в развитии эмоциональной  сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально  слышащего: и тот и другой рождаются  с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и  ситуаций с точки зрения их отношения  к жизнедеятельности – с эмоциональным  тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться  собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям – дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком. Об этом свидетельствует и тот факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушением слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.

В ряде исследований отечественных авторов рассматривались  проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и  речевого общения с окружающими  людьми с первых дней их жизни, что  вызывает трудности социализации детей, их

5

приспособления  к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеев, В. Петшак и другие). Изучение развитие эмоций детей с нарушением слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработки общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец и другие).

В. Петшак провел исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязаннее проблемы. Первая – определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок. Вторая проблема – исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками и школьниками. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предложить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего – близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.

В обычных  условиях детям  с нарушением слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

Информация о работе Особенности эмоционального развития слабослышащих детей