Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:03, контрольная работа
Одной из важных проблем в специальной психологии, является проблема психического развития слабослышащих детей.
К категории слабослышащих, относятся лица с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое и частично интеллектуальное
развитие. При этом сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
Введение 3
Эмоции и их виды 4
Развитие эмоциональной сферы 5
Заключение 13
Список используемой литературы
В экспериментально-
6
наибольшее количество эмоциональных проявлений разного типа, в том числе и интеллектуальных эмоций, и приближаются по этим показателям к слышащим детям. Глухие дошкольники, имеющие слышащих родителей, показали наименьшее количество эмоций в разных жизненных ситуациях.
Результаты исследования позволили сделать вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих, глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия между ними все же сохранялись. Глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном саду интернатного типа. На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи. Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушением слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
В дошкольном
возрасте начинает формироваться такой
вид эмоциональных состояний, как
чувства, с помощью которых выделяются
явления, имеющие стабильную мотивационную
значимость. Чувство – это переживание
человеком своего отношения к
предметам и явлениям, отличающееся
относительной устойчивостью. Сформировавшиеся
чувства начинают определять динамику
и содержание ситуативных эмоций.
В процессе развития чувства организуются
в иерархическую систему в
соответствии с основными мотивационными
тенденциями каждого
Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода – сюжетно-ролевой игры. Д.Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становится источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.
Эмоции
и чувства участвуют в
Н. Г. Морозова
исследовала развитие нравственных
чувств у глухих дошкольников. Нравственная
сторона поведения проявляется,
прежде всего, в стремлении посочувствовать,
поделиться с другими тем, что
им дорого, сделать что-либо для других,
помочь им. Эта сторона поведения
выступает отчетливо при
7
У маленьких
глухих в силу ограниченного словесного
и игрового общения, а также невозможности
слушать и понимать чтение рассказов,
сказок затруднено понимание желаний,
намерений, переживаний сверстников.
Однако тяга друг к другу выражается
в попытках приблизиться, обнять понравившегося
сотоварища, погладить его по голове.
Эти попытки чаще всего не встречают
ответного чувства и
Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным побуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие – такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. Важно действенное указание – пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствие по отношению к плачущему.
В младшей
группе в начале года наблюдается
эгоистическая направленность детей,
сложившаяся в результате воспитания
дома. Заметно стремление захватить
лучшую или новую игрушку, нежелание
дать поиграть своей собственной
игрушкой другому ребенку. К среднему
и старшему дошкольному возрасту
намечаются положительные сдвиги в
развитии дружеских и нравственных
чувств. Положительные эмоциональный
тон создается благодаря
Важную
роль в развитии эмоций и чувств,
в формировании межличностных отношений
имеет понимание внешних
Опознание
эмоциональных состояний по используемому
набору изображений оказалось трудным
как для слышащих, так и для
глухих дошкольников. Среди глухих
детей лишь немногие правильно опознали
эмоции при схематических и
По опознанию
эмоций во всех вариантах изображений
глухие дошкольники существенно
упали слышащим сверстникам, но с
одним исключением: изображения
гнева опознались глухими детьми
столь же успешно, как и слышащими. Они
обычно при этом использовали жестовое
обозначение «взволнованность».
Наиболее успешно опознали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно – дети слышащих родителей.
В процессе психического развития у детей с нарушением слуха происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы. Результаты исследований В. Петшака свидетельствуют о том, что глухим учащимся на рубеже младшего и среднего школьного возраста вполне доступно понимание эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках: учащиеся четвертого класса достаточно четко различают радость, веселье и грусть, удивление, страх и злость. Вместе с тем у большинства из них еще очень невелики знания сходных эмоциональных состояний, их оттенков, а также высших социальных чувств. Такие знания глухие дети приобретают постепенно – по мере обучения в средних и старших классах школы. Аналогичными знаниями слышащие дети обладают уже в младшем школьном возрасте. Отмечается положительные значение владение жестовой речью не только для адекватного понимания эмоциональных состояний других людей, но и для овладения словесными способами описания эмоциональных состояний.
Относительно
позднее знакомство с многообразием
чувств человека, наблюдавшееся у
глухих детей, может иметь целый
ряд неблагоприятных
Исследования показали, что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушением слуха – они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы – памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.
9
Заключение
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей. Личность формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. В итоге можно говорить о том, что сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности. Благоприятно влияет на эмоциональную сферу слабослышащих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Условия семейного воспитания, важным фактором которых является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. С помощью специальных (коррекционных) упражнений необходимо проводить систематическую работу по развитию личности и компенсация сниженных психических функций слабослышащего ребенка.
Список используемой литературы
1. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика.
– Москва 1963г.
2. Боксис Р. М. Глухие и слабослышащие дети.
– Москва 1963 г.
3. Матвеев В. Ф. Психические нарушения
при дефектах зрения и слуха. – Москва
1987г.
4. Нудельман М. М. Практикум по сурдопсихологии.
– Москва 1990г.
5. Синяк В. А. Нудельман М. М. Особенности
психического развития глухого ребенка.
– Москва 1975
Информация о работе Особенности эмоционального развития слабослышащих детей