Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа
Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.
Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Ведение
Глава Ι. Эмоционально-волевая сфера дошкольников
1.1. Эмоционально-волевая сфера
1.2. Характеристика дошкольного возраста
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
Глава ΙΙ. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с задержкой психического развития
2.1. Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития
2.2. Эмоционально – волевая сфера у дошкольников с задержкой психического развития
Глава ΙΙΙ. Диагностическое изучение эмоционально-волевой сферы
3.1. Исследования авторов эмоционально-волевой сферы дошкольников
3.2. Методики исследования
Заключение
Список литературы
Министерство науки и образования РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская Государственная Социально-гуманитарная Академия»
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра
олигофренопедагогики и специальной психологии
Курсовая работа
Особенности
эмоционально-волевой сферы дошкольников
с задержкой психического развития
……
Оглавление
Ведение
Глава Ι. Эмоционально-волевая сфера дошкольников
Глава ΙΙ. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с задержкой психического развития
2.1. Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития
2.2. Эмоционально – волевая сфера у дошкольников с задержкой психического развития
Глава ΙΙΙ. Диагностическое изучение эмоционально-волевой сферы
3.1.
Исследования авторов
3.2. Методики исследования
Заключение
Список
литературы
Введение
Эмоции
– особый класс психических процессов
и состояний, связанных с инстинктами,
потребностями и мотивами, отражающих
форму непосредственного
Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития является особенно значимым. Изучением данной проблемы занимались Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка с ЗПР роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.
Изучение
эмоциональной сферы
Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.1
Музыкальная
деятельность является одним из любимых
видов деятельности ребенка дошкольного
возраста. Каждый из разнообразных
и специфических видов
Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
-
Выявление состояния вопроса
о задержке психического
Глава Ι. Эмоционально - волевая сфера дошкольников
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.2
Базовые эмоции человека…
Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.3
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».
На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма».
Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения, сознательно поставленной, цели. Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться. Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.
Каковы же признаки волевого акта?
Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его
качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения.
Первоначальным моментом всякого волевого действия – его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели. После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Исполнить решение –
значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.
К
основным волевым качествам человека
можно отнести
Развитие психичеких функций в дошкольном возрасте. Восприятие становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития непроизвольной памяти. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 5 годам должен завершиться процесс овладения грамматическим строем речи. К 7 годам ребенок свободно говорит на родном языке. Развивается звуковая сторона речи. Личность
В дошкольном возрасте 3 – 6(7) лет ведущей деятельностью по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину является сюжетно-ролевая игра. Начинает развиваться личность, ребенок хочет чувствовать себя самостоятельным. Идет освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми.
Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Роль игры в развитии психики ребенка.
Эмоциональная
сфера. Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Но из этого
совсем не следует снижение насыщенности
эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника
настолько наполнен эмоциями, что к вечеру
он может, утомившись, дойти до полного
изнеможения. Изменяется в этот период
и структура самих эмоциональных
процессов. В раннем детстве в их состав
были включены вегетативные и моторные
реакции (переживая обиду, ребенок плакал,
бросался на диван, закрывая лицо руками,
или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные
слова, его дыхание было неровным, пульс
частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал
кулаки, мог сломать подвернувшуюся под
руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции
сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее
выражение эмоции становится у части детей
более сдержанным. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того,
что он делает в данный момент, но и по
поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра,
рисование, лепка, конструирование, подготовка
к школе, помощь маме в домашних делах
и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную
окраску, иначе деятельность не состоится
или быстро разрушится. Ребенок, в силу
своего возраста, просто не способен делать
то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит". Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".4