Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.
Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание работы

Ведение
Глава Ι. Эмоционально-волевая сфера дошкольников
1.1. Эмоционально-волевая сфера
1.2. Характеристика дошкольного возраста
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
Глава ΙΙ. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с задержкой психического развития
2.1. Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития
2.2. Эмоционально – волевая сфера у дошкольников с задержкой психического развития
Глава ΙΙΙ. Диагностическое изучение эмоционально-волевой сферы
3.1. Исследования авторов эмоционально-волевой сферы дошкольников
3.2. Методики исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

     Министерство  науки и образования РФ

     Федеральное агентство по образованию РФ

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     «Поволжская Государственная Социально-гуманитарная Академия»

     Факультет коррекционной педагогики

     Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии 
 

     Курсовая  работа

     Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития 
 
 

     …… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление

Ведение

Глава Ι. Эмоционально-волевая сфера дошкольников

      1. Эмоционально-волевая сфера
      2. Характеристика дошкольного возраста
      3. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников

Глава ΙΙ. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с задержкой психического развития

      2.1. Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития

      2.2. Эмоционально – волевая сфера у дошкольников с задержкой психического развития

Глава ΙΙΙ. Диагностическое изучение эмоционально-волевой  сферы

      3.1. Исследования авторов эмоционально-волевой  сферы дошкольников

      3.2. Методики исследования

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Эмоции  – особый класс психических процессов  и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.

     Эмоции  помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития является особенно значимым. Изучением данной проблемы занимались Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка с ЗПР роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

     Изучение  эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное  развитие детей данной категории  задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Проблема специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом.

     Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.1

     Музыкальная деятельность является одним из любимых  видов деятельности ребенка дошкольного  возраста. Каждый из разнообразных  и специфических видов музыкальной  деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.

     Исходя  из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

     Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.

     Предмет исследования – особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития

     Соответственно  цели исследования были определены следующие  задачи:

     - Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;

     - Выявление состояния вопроса  о задержке психического развития  в литературе; 
 
 
 

     Глава Ι. Эмоционально - волевая сфера дошкольников

    1. Эмоционально - волевая сфера

     Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.2

     Базовые эмоции человека… 

     Особенность эмоций состоит в том, что они  непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.3 

     В критических условиях при неспособности  субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».  

     На  важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти  моментальную интеграцию (объединение  в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма».

     Воляэто свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения, сознательно поставленной, цели. Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться. Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.

     Каковы  же признаки волевого акта?

  1. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
  2. Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
  3. Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).

Воля  является действенной стороной сознания человека, то есть таким его

качеством, благодаря которому психическая  деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения.

Первоначальным  моментом всякого волевого действия – его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели. После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Исполнить решение –

значит  практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.

     К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

    1. Характеристика дошкольного возраста

     Развитие  психичеких функций  в дошкольном возрасте. Восприятие становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития непроизвольной памяти. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 5 годам должен завершиться процесс овладения грамматическим строем речи. К 7 годам ребенок свободно говорит на родном языке. Развивается звуковая сторона речи. Личность

     В дошкольном возрасте 3 – 6(7) лет ведущей  деятельностью по Л.С. Выготскому и  Д.Б. Эльконину является сюжетно-ролевая игра. Начинает развиваться личность, ребенок хочет чувствовать себя самостоятельным. Идет освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми.

Сюжетно-ролевая  игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Роль  игры в развитии психики  ребенка.

    1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
    2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
    3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
    4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
    5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
 
    1.   Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

     Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. 
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит". Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".4

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития