Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:31, реферат
Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.
Введение 3
1 Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина» 4
1.2 Этапы и последовательность эргономического обеспечения 5
1.3. Эргономические стандарты 7
1.4. Эргономическая экспертиза 9
2 Эффективность системы «Человек - машина» 10
2.1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход 11
2.2 Профессиональный отбор и обучение операторов 13
2.3 Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем 18
Заключение 19
Библиографический список 20
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра «ХХХХ»
ОСОБЕННОСТИ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»
Тематический реферат
по дисциплине «Инженерная психология»
________________
_____________
Проверил –
преподаватель кафедры
_____________________
(подпись преподавателя)
_____________
Омск 2014
Содержание
Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.
Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека- оператора.
Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели.
Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который
пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы
«человек — машина" (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека- оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. СЧМ и является объектом инженерной психологии.
Система «человек — машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность
человека связаны единым контуром регулирования.
Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.
Эргономическое обеспечение проектирования эргатической системы в общем случае включает этапы:
• обоснования и разработки эргономических требований;
• обеспечения проектирования системы «человек — машина»;
• эргономического проектирования системы формирования и поддержания работоспособности операторов (ФИПРО);
• эргономического обеспечения эксплуатации.
Кроме того, на каждом этапе проявляются общие для всех процедуры эргономического обеспечения:
• обоснования и разработки эргономических требований;
• обеспечения проектирования системы;
• эргономической экспертизы.
Они проявляются на всех стадиях разработки эргатической системы с различными акцентами в зависимости от задач проектирования. К завершающим стадиям проектирования возрастает роль контрольно-корректировочных операций, значение экспертизы.
На начальной фазе разработки важно определить показатели, отражающие эргономические свойства разрабатываемого изделия. Желательно, чтобы они могли быть количественно измерены, что обеспечивает возможность их сравнить до и после внедрения соответствующих изменений, повышающих эргономичность изделия. К таким показателям относятся:
• эргономичность — интегральный показатель степени выполнения эргономических требований;
• показатели качества деятельности оператора (время решения задачи, производительность, число ошибок, состояние здоровья и т.д.);
• надёжность деятельности оператора (своевременное и безошибочное выполнение функций);
• эффективность СЧМ;
• напряжённость и экстремальность деятельности и т.д.
Важно, чтобы выбранные показатели были связаны с повышением качества деятельности, что не всегда очевидно. Обоснование требований осуществляется методами научного эксперимента в поиске связей между выбранными показателями и качеством деятельности. Большую роль играют опыт и интуиция проектировщика, использование нормативно-справочных материалов. Можно говорить и о существовании определённой проектировочной культуры, возникающей в организации.
Данные, полученные на первом этапе проектирования, служат для формирования технического задания на разрабатываемую систему, его разделов, связанных с общими и частными эргономическими требованиями к изделию.
На втором этапе проводится проектирование СЧМ и её первичная эргономическая экспертиза. Ведётся работа по трансформации общих эргономических требований в требования к элементам проектируемой системы. С этой целью проводятся исследования, создаются стенды, макетные образцы оборудования для получения данных, необходимых для эскизного проекта разрабатываемой системы. Создаётся научно-методическое и аппаратное обеспечение процедур эргономической экспертизы.
Третий этап начинается со стадии технического проектирования и завершается этапами предварительных, межведомственных или государственных испытаний. Проводится эргономическое обеспечение разработки всех физических, функциональных и экологических объектов, входящих в СЧМ, системы ФИПРО, завершается подготовка к эргономической экспертизе объекта в целом. Готовятся итоговые документы по результатам испытаний СЧМ и системы ФИПРО.
На завершающем этапе, связанном с реальным функционированием создаваемой СЧМ, внедряются ранее разработанные эргономические рекомендации по обеспечению работоспособности операторов. Результаты эксплуатации СЧМ служат для формирования эргономических требований к вновь создаваемым аналогичным системам.
Учёт опыта проектирования, полученного при создании образцов СЧМ, становится важной компонентой обеспечения эффективности практических приложений эргономики и инженерной психологии. Реализуется при проведении работ по стандартизации и созданию нормативно-технической и справочной документации.
В состав используемой при эргономическом проектировании документации входят: руководства по разработке техники, государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), руководящие нормативные документы (РД).
Сегодня в России действует система стандартов ССЭТО («Система стандартов эргономических требований»). Она предусматривает следующие группы нормативных документов:
• общие положения — включают основные положения системы ССЭТО, термины, определения и т.д.;
• показатели и характеристики человека — оператора;
• общие эргономические требования к организации человеко-машинных комплексов;
• общие эргономические требования к организации деятельности операторов;
• общие эргономические требования к техническим средствам деятельности;
• требования к обитаемости;
• программы и методики эргономической экспертизы.
Основополагающие документы оформлены в виде обязательных к применению на территории России нормативных документов — государственных стандартов (ГОСТ):
• ГОСТ 20.39.108 — перечень эргономических требований к человеко-машинным комплексам;
• ГОСТ 26387-84 — Система «человек — машина» (СЧМ). Термины и определения;
• ГОСТ 30.001-83 — Система стандартов эргономики и технической эстетики.
Эргономическое обеспечение проектирования СЧМ помимо эргономических ГОСТов регламентируется требованиями единой системы конструкторской документации (ЕСКД), которая определяет порядок включения требований по эргономике в общие технические требования к создаваемой продукции.
Кроме того, действует множество отраслевых стандартов, документов министерств и ведомств, нормирующих требования к СЧМ. Мы не будем приводить в настоящем пособии всех видов нормативной документации из-за их значительного объёма. Читатель может самостоятельно познакомиться с ними в процессе проектирования СЧМ. В качестве примеров нормативной документации в приложениях 1 и 2 настоящего учебного пособия приведены: Межгосударственный стандарт «Единая система конструкторской документации: стадии разработки» — ГОСТ 2.103-68 и Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования» — ГОСТ Р ЕН 614-1-2003.
Отметим, что система стандартизации — это не просто собрание научно-технических рекомендаций, а живая действующая система, непрерывно совершенствующаяся под влиянием изменений в научном и практическом содержании эргономики и инженерной психологии.
Важным инструментом эргономического проектирования является эргономическая экспертиза — комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выполнения в проектной, технической и эксплуатационной документации, опытных и серийных образцах системы «человек — машина» (СЧМ) эргономических требований, изложенных в техническом задании, нормативно-технических и руководящих документах. В процессе эргономической экспертизы разрабатываются меры по устранению выявленных несоответствий, даются предложения по дальнейшим шагам проектирования.
Цель экспертизы — повысить эффективность СЧМ и удобство работы с ней оператора. Исходными материалами для экспертизы служат техническое задание на проектирование (разделы, связанные с эргономическими требованиями к создаваемому образцу), конструкторская документация, образцы СЧМ, рабочие документы.