Особенности эргономического обеспечения, разработки, эксплуатации в системе «человек-машина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:31, реферат

Описание работы

Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.

Содержание работы

Введение 3
1 Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина» 4
1.2 Этапы и последовательность эргономического обеспечения 5
1.3. Эргономические стандарты 7
1.4. Эргономическая экспертиза 9
2 Эффективность системы «Человек - машина» 10
2.1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход 11
2.2 Профессиональный отбор и обучение операторов 13
2.3 Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем 18
Заключение 19
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

инженерная психология.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отличать тренажёры от имитаторов и наглядных пособий, задача которых состоит в воспроизведении отдельных свойств элементов технической системы, их внешнего вида, не связанного с операциональным составом деятельности оператора. Основным критерием выделения действий, выполняемых на тренажёре, из целостной профессиональной деятельности является критерий их соответствия действиям, по своей психологической структуре одинаковым с выполняемым в реальной деятельности (К.К. Платонов). В психологическую структуру действия входят его цель, особенности восприятия, внимания, мышления, особенности движений, которыми реализуется это действие, и т.д. Сложную деятельность можно раздробить на отдельные действия, их группы для раздельной тренировки.

В зависимости от решаемых задач выделяют тренажёры для формирования отдельных элементов деятельности операторов — парциальные тренажёры и комплексные тренажёры — реализующие целостную деятельность оператора. К парциальным относятся тренажёры:

• по изучению материальной части СЧМ;

• по формированию сенсомоторных навыков;

• для формирования навыков работы с приборами управления;

• по подготовке и развёртыванию системы;

• решения задач работы в составе рабочей группы поиска и устранения неисправностей;

• решения алгоритмических задач.

Комплексные тренажёры вовлекают оператора в решение задач целостной деятельности, близкой по своей психологической структуре реальной боевой деятельности в условиях, порождающих соответствующие эмоциональные состояния. В комплексных тренажёрах часто моделируются физические условия применения СЧМ, не связанные непосредственно с выполняемой задачей управления — механическая вибрация, рабочий объём, звуковые эффекты работы машин и механизмов и т.д.

Тренажёр должен обеспечивать перенос навыков, получаемых в обучающей ситуации, на реальную деятельность. Это сложная задача, о решении которой необходимо всегда помнить, так как работа на тренажёре может приводить к появлению ложных навыков и их интерференции. Эффективная работа на тренажёре не всегда приводит к столь же эффективной работе в реальной СЧМ. Иногда целесообразно применять корригирующие тренажёры — предназначенные для устранения отдельных, но стойких ошибочных действий.

В общем плане тренажёр оператора состоит из подсистемы сенсорного моделирования (визуальных, слуховых, тактильных воздействий), подсистемы моделирования органов управления и рабочего места оператора, подсистемы объективного контроля, подсистемы моделирования учебных задач и создания обратной связи, подсистемы обеспечения деятельности инструктора, подсистемы документирования результатов обучения, подсистемы оперативной диагностики состояния оператора. Эти элементы структуры в некоторых тренажёрах могут отсутствовать или заменяться организационно-методическими мероприятиями и приёмами из соображений технической и экономической целесообразности.

Основной проблемой при создании тренажёра является проблема подобия реализуемой в тренажёре модели реальному объекту управления. Максимальное подобие не всегда обеспечивает необходимые дидактические свойства тренажёру как элементу системы подготовки. Высокая сложность и цена реальных объектов управления ведут к низкой пропускной способности систем подготовки с тренажёрами высокой степени подобия. Вместе с тем низкая степень имитации, особенно динамических свойств реального объекта управления, ведёт к появлению проблемы переноса навыков, полученных на тренажёре, на деятельность в реальном объекте. В настоящее время строгого научного решения проблемы переноса навыков нет. В практике процессы создания тренажёров имеют эмпирический характер. Тренажёр — элемент системы профессиональной подготовки, имеет специфические элементы, позволяющие повысить его эффективность:

• систему объективного контроля;

• систему формирования и предъявления учебных задач;

• систему мотивирования.

Система объективного контроля осуществляет оценку действий оператора в учебной задаче, даёт обратную связь инструктору для корректировки управляющих действий, обеспечивает документирование результатов процесса обучения и тренировки. Основная проблема при проектировании систем контроля — выбор критериев оценки учебной деятельности.

Система формирования и предъявления учебных задач обеспечивает создание последовательности учебных задач для реализации учебного процесса. Основная проблема — выбор сложности учебных задач, которые должны иметь степень сложности, обеспечивающую реализацию принципа обучения «от простого к сложному».

Система мотивирования служит для обеспечения оптимального психического состояния оператора в процессе обучения и тренировки. Создаётся, например, при введении в тренировочные задачи игровых элементов, реализующих мотивацию достижения.

Поддержание и совершенствование профессионального мастерства операторов обеспечиваются периодической аттестацией и профессиональными тренингами. Используют системы непрерывного образования, в которых тренировочные модули встраиваются в реальные объекты управления.

В процессе реальной деятельности периодически имитируются внештатные и экстремальные ситуации, анализ деятельности в которых является источником корректирующей информации для операторов и тренеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.3 Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем

Основными задачами обеспечения эксплуатации СЧМ являются:

• задачи обеспечения безопасности работы обслуживающего персонала;

• поддержания требуемого уровня качества функционирования человеческого звена.

Безопасность включает проведение ряда мероприятий для предупреждения возможных ситуаций в работе системы, ведущих к несчастным случаям. Это комплексная задача, решаемая как на стадиях проектирования СЧМ, так и в процессе учёта личностного фактора. Существует четыре основных подхода к учёту человеческого фактора для обеспечения безопасности:

• применение методов проектирования СЧМ, создающих рабочую обстановку, в которой квалификация операторов используется с максимальной эффективностью;

• планирование организационных структур, ведущих к безопасной работе;

• обучение специалистов распознавать факторы риска, работать в нештатных ситуациях;

• тренировка действий в нештатных ситуациях.

Поддержание качества функционирования человеческого звена включает комплекс методов по обеспечению условий труда и отдыха, психологической реабилитации, исключения монотонных и экстремальных условий деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инженерная психология, являющаяся особой научной дисциплиной,

пограничной для технических и психологических наук, возникла как ответ на

нужды научно-технического прогресса. Ее объектом являются системы «человек — машина», а предметом — процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Создание новых образцов техники и новых технологических процессов неизбежно сопровождается изменениями требований к человеку как субъекту труда; изменяются орудия и условия труда, формируются новые виды трудовой деятельности. Каждый новый шаг в развитии техники и технологии порождает и новые проблемы, требующие инженерно-психологического исследования. Это значит, что инженерная психология есть наука непрестанно развивающаяся. Ее развитие органически связано с научно-техническим прогрессом. С ходом научно-технического прогресса роль инженерной психологии возрастает.

В современном обществе инженерная психология, как и все другие

науки, поставлена на службу человеку труда. Главная задача инженерной

психологии — это разработка оптимальных методов и средств разрешения

противоречий между технологическими процессами и техникой, с одной стороны, и трудовой деятельностью человека — с другой, возникающих в процессе развития производства. Ее цель — повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008.176 с.
  2. Рабочая книга практического психолога/Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача. М.:,2001г.
  3. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии; учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. – Высш. Шк., 1986. – 448с

 

 


Информация о работе Особенности эргономического обеспечения, разработки, эксплуатации в системе «человек-машина»