Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:04, реферат
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».
1. Общие требования, предъявляемые к психологическому
консультированию и к психологу-консультанту 3
2. Требование к личности консультанта –
модель эффективного консультанта 13
3. Система ценностей консультанта 22
4. Список литературы 26
Содержание
Стр.
1. Общие требования, предъявляемые к психологическому
консультированию и к
2. Требование к личности
модель эффективного консультанта
3. Система ценностей консультанта
4. Список литературы
1. Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту
Система общих, профессиональных
и морально-этических
1. Профессиональная деятельность
психолога-консультанта
2. Практическая деятельность
психолога-консультанта должна
3. Деятельность психолога-
4. Свою работу психолог-
5. В работе с клиентами
психолог-консультант
6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
8. В своей работе
психолог-консультант должен
9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
10. В случае вынужденного
применения психологических
11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.
12. Психолог-консультант
обязан препятствовать
13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
15. Психолог-консультант
несет личную ответственность
за хранение в тайне информации
Соблюдение всех
этих правил или этических
норм является обязательным в
практической работе психолога-
Есть, кроме того, ряд
существенных отличий хорошего,
профессионально
Качества, которыми психолог-консультант
должен обладать и которые он должен
проявлять в общении с
1. Склонность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.
4. Доброжелательность. Доброе,
эмоционально положительное
5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
6. Отказ от нравоучений,
навязывания клиенту своих
7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
8. Готовность и стремление
консультанта не столько
9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
10. Умение вселять
в клиента уверенность и
Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость как
свойство личности имеет
Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.
Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.
Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.
В-третьих, открытость
проявляется в том, что
Под выражением личной заботы
психолога-консультанта о клиенте
понимается такое внешнее поведение
психолога-консультанта, которое выражается
в действиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность,
заботу консультанта о клиенте. Такая
забота, однако, также не должна быть чрезмерной.
Психологу-консультанту в общении с клиентом
не рекомендуется быть слишком эмоциональным
человеком, чтобы не оказывать возбуждающего
влияния на психологическое состояние
клиента.
Доброжелательность – это также важное
психологическое качество консультанта.
Хотя данное качество коррелирует практически
со всеми перечисленными выше качествами
личности, однако, оно имеет и свои собственные
индивидуальные проявления. К ним, в частности,
относится умение психолога-консультанта
в любых ситуациях, что бы ни случилось
и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять
ровный и, безусловно, доброжелательный
стиль общения с ним.
Особое место в практике психологического консультирования занимает так называемое безоценочное отношение психолога- консультанта к клиенту. Прежде всего – это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить.
Отказ от нравоучений
и навязывания клиенту своего
мнения со стороны
Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.
Особого внимания
заслуживает восьмое качество, определенное
Р. Меем как стремление
Умение выбирать
и сохранять оптимальную
Умение вселить в клиента уверенность
и решимость справиться со своей проблемой
– это особое качество, которое зависит
от способности психолога-консультанта
убеждать, внушать, поддерживать человека.
Для этого необходимо научиться умело
и разумно пользоваться соответствующими
вербальными и невербальными средствами
воздействия на клиента.
Все сказанное выше касается
внутренней позиции, отношения и
внешнего поведения психолога-
Информация о работе Особенности личности психолога-консультанта