Особенности личности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:04, реферат

Описание работы

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

Содержание работы

1. Общие требования, предъявляемые к психологическому
консультированию и к психологу-консультанту 3
2. Требование к личности консультанта –
модель эффективного консультанта 13
3. Система ценностей консультанта 22
4. Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Реферат - Особенности личности психолога-консультанта.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

2. Удобное размещение  в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент во время  беседы с психологом-консультантом  должен иметь возможность отвести  взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время  начала и окончания консультации  заранее было четко обозначено.

6. В помещении, где  проводится консультация, могут  находиться часы, но они не  должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

7. В помещении, где  проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных  этапах психологического консультирования  допускается звучание в помещении  негромкой, приятной музыки.

 

 

 

 

Особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта

Хороший психолог-консультант

-Пытается помочь клиенту  в достижении им самим определенных  целей

-Предлагает клиенту  разные способы поведения и,  если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить

-Понимает и способен  принять и признать как правильную  любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии  с ней

-Понимает, принимает  и практически работает внутри  разных теорий.

-Хорошо видит и  высоко оценивает потенциальную  полезность многих альтернативных  психотерапевтических подходов

-Осознает собственную  ограниченность. Согласен работать  под контролем более опытного  психолога-консультанта. Делится своим  опытом с другими психологами-консультантами и готов воспользоваться их опытом работы

-Осознает, как его  собственные действия влияют  на клиента и как поведение  клиента в свою очередь влияет  на него

-Следует за чувствами  и мыслями клиента, не задает  ему лишних вопросов во время исповеди

-В состоянии достаточно  гибко реагировать на широкий  спектр ситуаций и проблем,  возникающих в процессе проведения  консультирования

-Честно и с должным уважением  относится к клиенту

-Сохраняет в тайне все, что  касается клиента, его проблемы  и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения.

 

 

 

 

 

Плохой психолог-консультант

-Пытается навязать клиенту свои  собственные цели, игнорируя желание  клиента

-Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент 
об этом просит

-Ограничен в своем мышлении  лишь одной единственной точкой  зрения, не способен понять и  признать точки зрения других

-Может практически работать  только внутри одной-единственной  теории или одного психотерапевтического  подхода.

-Другие теории и подходы  воспринимает как не верные

-Действует без осознания ограниченности  собственных возможностей.

-Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт

-Не осознает своего влияния  на клиента и обратного воздействия  клиента на него самого

-Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения  к делу клиента. В свою очередь  может игнорировать вопросы, волнующие  самого клиента

-Есть ситуации, для которых психолог-консультант  не может подобрать адекватную  реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией

-Не уважает клиента, может  разговаривать с ним в оскорбительном  тоне 
-Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми.

 

 

 

 

2. Требование к личности консультанта – модель эффективного консультанта

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти  во всех теоретических системах как  важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: "техника лечения заложена в Вас").

A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: "Кто такой консультант, а точнее, что представляет сосьой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»

 Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: "Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание свойств  личности, которое в наибольшей степени  обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в  этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990):

-проявление глубокого  интереса к людям и терпение  в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их -бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

-чувствительность к  установкам и поведению других  людей; 

-эмоциональная стабильность  и объективность; 

-способность вызывать  доверие других людей; 

-уважение прав других  людей. 

В 1964 г. Комитет по надзору  и подготовке консультантов США  установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):

-доверие к людям; 

-уважение ценностей  другой личности;

-проницательность;

-отсутствие предубеждений; 

-самопонимание; 

-сознание профессионального  долга. 

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

A. Gombs с соавторама в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

Если продолжить обзор  многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые  необходимы консультанту, чтобы оказывать  помощь, представлять собой катализатор  самопознания, изменения и совершенствования  другого человека, мы приблизимся  к модели личности эффективного консультанта.

. Подобный перечень  личностных особенностей мог  бы послужить основой программы  по подготовке консультантов.  Речь идет, конечно, о "подвижной"  модели, поскольку каждый консультант  имеет возможность ее дополнить.  Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.

 J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

-полное осознание настоящего момента;

-выбор способа жизни  в данный момент;

-принятие ответственности  за свой выбор. 

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности  по отношению к клиенту. Аутентичный  человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Открытость собственному опыту психолога-консультанта понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

Информация о работе Особенности личности психолога-консультанта