Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить личностные особенности и поведение людей среднего возраста с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить личностные особенности и поведение людей среднего возраста с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ исследований удовлетворенности и субъективного благополучия личности 6
1.1 Определение основных понятий 6
1.2 Психологическое благополучие личности 13
Глава 2 исследование особенностей личности людей среднего возраста с разным уровнем удовлетворенности жизнью 15
2.1 Источники эмоционального дискомфорта 15
2.2 Потребности и удовлетворенность жизнью 20
2.3 Полнота удовлетворения жизненных потребностей 26
Заключение 29
Библиографический список 33
Для ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены своей жизнью? » респондентам была предложена пятибалльная шкала — от «совершенно не удовлетворен» (1 балл) до «совершенно удовлетворен» (5 баллов). Оказалось, что уровень удовлетворенности своей жизнью для всех указанных возрастов практически одинаков: 2,8; 2,8; 2,9 и 2,9 — средние баллы соответственно у четырех перечисленных выше групп. Анализ эмпирических данных показал, что удовлетворенность жизнью в первую очередь обусловлена особенностями межличностных отношений, состоянием своего здоровья и весьма слабо зависит от материального достатка и финансового положения человека.
В первом пункте анкеты респондента просили сообщить, насколько важно для него в настоящее время удовлетворение ряда потребностей (см. табл. 2). Оценить важность потребностей предлагалось также по пятибалльной шкале. Был подсчитан средний балл значимости потребностей, который можно интерпретировать как уровень интенсивности (силы) потребностей личности в целом.
Таблица 2
Выраженность потребностей в разных возрастах
(средние
величины оценок по пятибалльно
№ |
Перечень потребностей и вопросы |
оценка |
Насколько важно для Вас в настоящее время удовлетворение следующих потребностей? |
||
- наличие друзей, приятелей |
3,97 | |
- возможность
независимой, творческой |
3,37 | |
- профессиональный, должностной рост |
2,93 | |
- участие в
общественно-политической |
1,97 | |
- удовлетворенность работой |
4,00 | |
- умение управлять собой, развивать и укреплять психику |
4,23 | |
- уважение со стороны окружающих |
4,20 | |
- защищенность от угроз и лишений, уверенность в завтрашнем дне |
4,41 | |
- обеспеченность продуктами, товарами, услугами |
4,16 | |
- удовлетворяющее меня жилье |
4,36 | |
- личная жизнь (любовь, отношения в семье, дети) |
4,52 | |
- чистая совесть - общение с единоверцами |
4,55 2,76 | |
- удовлетворительные
отношения с соседями по |
3,65 | |
- интересное проведение свободного времени (досуга) |
3,73 | |
- здоровье |
4,64 | |
Средние баллы всех потребностей |
3,83 | |
5 |
Как складываются Ваши отношения с супругом (супругой)? |
3,49 |
6 |
Удовлетворяете ли Вы свою потребность в общении? |
3,23 |
7 |
Насколько Вы знакомы с соседями по дому или двору? |
2,57 |
8 |
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? |
3,20 |
12 |
Насколько Вы удовлетворены своей жизнью? |
2,81 |
Примечание. В таблице выборочно приведены числовые данные пунктов анкеты.
У людей среднего возраста важнейшей является потребность в личной жизни (любви, семье, детях). На вершине иерархии потребностей находятся также потребности в здоровье, чистой совести, удовлетворяющем жилье, защищенности от угроз и лишений. Довольно значимыми являются потребности саморегуляции и саморазвития, удовлетворенности работой. В этом возрасте доминируют потребности в собственном (личном) и семейном благополучии, здоровье, внутреннем спокойствии и уравновешенности. Потребности в профессиональной и общественной деятельности находятся на втором плане.
У лиц среднего возраста в число наиболее значимых входит потребность быть защищенным от угроз и лишений, иметь уверенность в завтрашнем дне.
Второй пункт анкеты содержал вопрос: “Что Вы хотели бы улучшить в Вашей жизни?”. Респонденту предлагалось ранжировать в порядке убывания значимости 10 различных сторон жизни. Предложенный перечень можно было дополнять. Количество дополнений оказалось незначительным, поэтому есть основания предполагать, что составленный перечень включает в себя все важнейшие для человека стороны жизни. Проанализируем желания в разных возрастах изменений в жизни и используемые средства.
Желаемые изменения в жизни в среднем возрасте. В порядке убывания следуют желания улучшить: здоровье; семейную жизнь; финансовое положение (заработок); жилье; работу; отношения с людьми; брак (супружеский); питание; уровень образования; квалификацию; досуг.
Третий пункт анкеты содержал вопрос: "Что Вы предприняли, чтобы улучшить свою жизнь?". Были получены следующие ответы:
изменил свой образ жизни 31%
обратился за помощью к родственникам 26%
обратился в государственные органы 26%
обратился за помощью к друзьям 25%
перестроил отношения с людьми 12%
занялся другой работой, стал по-другому работать 12%
обратился в общественные организации (включая церковные) 8%
обратился за помощью к специалистам 6%.
Сопоставление
состояния сферы потребностей с
выявленными желаниями
Два наибольших по величине желания изменений здоровья и изменений семейной жизни (а также близкие к ним желания изменить отношения с людьми и брак) таковы по своему характеру, что их удовлетворение прежде всего зависит от самого человека, а потом уже от государства, общества, близкого окружения и т.п. Во всяком случае можно полагать, что это справедливо для человека, сохранившего здоровье и имеющего семью. С другой стороны, здоровье и семейная жизнь человека находятся под влиянием большого числа исторических, экономических, культурных, экологических, социальных факторов. Пропуская некоторые звенья рассуждений и говоря более конкретно: только сам человек строит свою жизнь и вырабатывает свой образ жизни, он свободен в этом выборе и ответствен за него. Социально защищен он будет, если государство и общество создадут условия для этого выбора, не ограничивающего свободы другого человека, и уменьшат для него риск большой ответственности за его выбор образа жизни. И государству, и обществу выгоднее брать на себя заботу о гражданине своевременно, а не после того, когда у него появилось право на социальную защиту. Причем это выгоднее и в социальном, и в экономическом аспекте.
Весьма высокие места устойчиво занимает потребность в улучшении жилья, что не составляет новизны и не требует комментариев. Однако и в научных, и в практических целях важно уточнить значимость этой потребности, соотнести ее с другими.
Наиболее важной чертой личности респондентов является недостаточно активная личностная позиция в организации своей жизни. По упомянутым выше особенностям видно, что и в потребностях, и в устремлениях, и в выбираемых средствах изменения своей жизни – везде значителен разрыв между мотивацией потребления (в широком понимании – включая желания обеспеченности, защищенности...) и мотивацией активного преобразования, изменения образа жизни. Интенсивность желания иметь хорошее жилье, питание вполне понятна и естественна, но она не уравновешена столь же интенсивным желанием активизировать для этого средства достижения этих благ – сменить работу, начать работать по-другому, повысить свою квалификацию, образование и т.д. Велико ожидание, что благополучие должен обеспечить кто-то другой. Вероятно, это проявление феномена "выученной беспомощности", то есть приобретенного в ходе жизни и развития всех социальных установок и навыков перекладывания ответственности за свою жизнь на какие-то силы социального окружения.
Было проанализировано влияние полноты удовлетворения основных жизненных потребностей на чувство удовлетворенности жизнью. Респондентами были 12 мужчин и 15 женщин среднего возраста. Все обследованные имели высшее или неполное высшее образование.
Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью общением, ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с возрастом, полом, семейным положением, уровнем образования, социальным положением, характеристикой жилья (отдельная или коммунальная квартира).
Удовлетворенность
жизнью с оценками удовлетворения потребностей
связана теснее, чем с оценками
значимости потребностей. Вероятно, оценки
значимости потребностей формируются
в сфере самосознания и существуют
как его когнитивные
С показателем удовлетворенности своей жизнью более половины показателей полноты удовлетворения потребностей имеют значимые корреляции (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели удовлетворения потребностей и их взаимосвязи с удовлетворенностью жизнью
Потребность |
«СБ» |
«К» |
Наличие друзей, приятелей |
3,62 |
0,23 |
Возможность независимой, творческой деятельности |
2,76 |
0,23 |
Профессиональный, должностной рост |
2,60 |
0,44 |
Участие в общественно-политической деятельности |
2,00 |
0,04 |
Удовлетворенность работой |
3,04 |
0,40 |
Умение управлять собой, развивать и укреплять психику |
3,10 |
0,46 |
Уважение со стороны окружающих |
3,62 |
0,42 |
Защищенность от угроз и лишений, уверенность в завтрашнем дне |
2,80 |
0,38 |
Обеспеченность продуктами, товарами, услугами |
3,06 |
0,46 |
Удовлетворяющее жилье |
2,72 |
0,43 |
Личная жизнь (любовь, отношения в семье, дети) |
3,44 |
0,42 |
Чистая совесть |
3,94 |
-0,08 |
Общение с единоверцами |
3,26 |
-0,02 |
Удовлетворительные отношения с соседями по квартире |
3,30 |
0,15 |
Интересное проведение свободного времени |
2,94 |
0,48 |
Здоровье |
3,18 |
0,38 |
Общение |
3,60 |
0,20 |
Примечание. «СБ» — средние величины оценок удовлетворения потребностей. «К» — коэффициенты корреляции оценок удовлетворения потребностей с удовлетворенностью жизнью. Выделены коэффициенты корреляции с уровнем значимости p <0.05.
Была предпринята
попытка оценить влияние
Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Эмпирические данные подтвердили, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом. При более выраженном чувстве удовлетворенности человек полнее ощущает бодрость, раскованность, спокойствие.
Благополучие личности складывается из ряда составляющих: социального, духовного, физического (телесного), материального, психологического (душевного комфорта). Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно, сложную структуру. В нем, как и в других составляющих, целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.
Наиболее сильный эмоциональный дискомфорт вызывают причины, находящиеся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости, скорее всего в том, межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления.