Особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 16:55, реферат

Описание работы

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Файлы: 1 файл

87 КР особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом.docx

— 246.73 Кб (Скачать файл)

87 КР Особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

 

Содержание

 

Введение

 

 

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. 
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта весьма актуальна, так как именно мелкая моторика обеспечивает согласованность в работе глаза и руки, точную координацию движений, гибкость и точность в выполнении действий. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Положение о том, что динамика развития детей с проблемами в обучении подчиняется общим законам психического развития (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.), дает основание для оптимистической оценки результатов коррекционно-педагогического воздействия, что обеспечивает основу для их социальной и трудовой адаптации. Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с нарушениями развития дают заметное продвижение (А.К.Аксенова, Г.А.Волкова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, Г.М.Дульнев, А.А.Дмитриев, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.) и это является приоритетной задачей коррекционной педагогики.

Актуальность изучения данной проблемы определила выбор темы исследования: «Особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Цель исследования – теоретически обосновать особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Объектом исследования: мелкая моторика.

Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы
  2. Выявить особенности развития мелкой моторики.
  3. Определить специфические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературы по теме исследования.

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития моторики в педагогике и психологии

 

1.1 Содержание понятия «мелкая моторика»

 

Онтогенезом моторики называется изменение движений и двигательных возможностей человека на протяжении его жизни. Новорожденный – существо, не владеющее даже простейшими производимыми движениями. С возрастом его двигательные возможности расширяются, достигают расцвета в молодости и постепенно снижаются к старости [4].

Два основных фактора определяют развитие моторики – созревание и научение. Созреванием называются наследственно обусловленные изменения анатомического строения и физиологических функций организма, происходящие в течение жизни человека: увеличение размеров и изменение формы тела ребенка в процессе его роста, изменения, связанные с половым созреванием, старением и др. В раннем детстве громадное значение имеет дозревание нервно-мышечного аппарата (в частности, коры больших полушарий головного мозга, которая к моменту рождения еще не сформировалась). В основных чертах двигательный аппарат ребенка формируется лишь к 2—2,5 годам [15].

Под научением понимают освоение новых движений или совершенствование в них под влиянием специальной практики, обучения или тренировки.

Не всегда легко определить, что лежит в основе того или иного изменения двигательных показателей – созревание или научение, особенно в младенческом и преддошкольном возрасте (до 3 лет) [12].

Подобные вопросы часто исследуют на идентичных близнецах: одного из них обучают, а другого нет. Оказывается, есть такие позы и движения (сидение, стояние, ходьба, произвольное мочеиспускание и др.), специальное обучение которым в младенческом возрасте практически не ускоряет овладения ими. Приходит время, и дети, не подвергавшиеся специальной тренировке, догоняют своих братьев и сестер. Такого рода факты привели некоторых западных ученых к мысли о том, что главное в онтогенезе моторики в раннем детском возрасте – созревание. Они предполагали, что все основные движения наследуются ребенком от родителей и проявляются вовне по мере того, как созревает его нервная система и двигательный аппарат.

Эта теория является неправильной. Также неправильна и противоположная точка зрения, согласно которой ребенка в любом возрасте можно научить чему угодно, лишь бы была соответствующая методика обучения. Исследователи, стоящие на этой точке зрения, вовсе отрицают роль созревания [8].

В действительности же научение эффективно лишь тогда, когда достигнута необходимая степень анатомо-физиологической зрелости организма, и вовсе без обучения (хотя бы в виде возможности наблюдать правильный образец) овладение новыми движениями невозможно. Это доказывается, в частности, тем, что дети, выключенные из человеческого общества, не овладевают типичными для человека движениями, например прямохождением.

Таким образом, онтогенез моторики определяется взаимодействием созревания и научения. При попытках, в частности, раздельного обучения близнецов было показано, что сроки овладения некоторыми движениями (например, начало ходьбы) не изменялись под влиянием обучения и помощи; другие движения осваивались намного быстрее обычного (например, можно обучить ребенка катанию на роликовых коньках одновременно с началом ходьбы, а обучить плавать даже раньше, чем ходить). Однако иногда чрезмерно раннее обучение мешает овладению движением. Например, годовалые дети, ежедневно обучавшиеся в течение полугода езде на трехколесном велосипеде, хуже ездили на нем впоследствии из-за неправильных навыков и потери интереса, чем дети, которые впервые сели на велосипед в более позднем возрасте [11].

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [6].

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Таким образом, мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции [4].

 

1.2 Особенности развития мелкой  моторики у детей дошкольного  возраста

 

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста. Оказывается, если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область располагается рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие [8].

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений. По умелости детской руки специалисты на основе самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая – святых» - мозга. И если когда – то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов и педагогов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов [12].

Актуальность данного вопроса обусловлена и тем, что у большинства современных детей все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. К сожалению, в наш «машинный век» взрослые стали больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе». А ведь многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни. Отношение к рукам было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Своя рука владыка», «Большой умелец», и наоборот, «Руки – крюки», «Руки как грабли», «Не руками сделано», «Не руками сшито», «Руки оторвать за такую работу» и др. Русским народом придуманы и разнообразные детские игры, передающиеся из поколения в поколение. Кто не знает таких детских игр, как «Ладушки», «Сорока – ворона кашу варила» и др. [6]

Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Учеными давно сделан вывод: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П.Павлов «руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [21].

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Кроме того, в этом возрасте заметно возрастает речевая активность детей. Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют упражнения массажа и самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), упражнения на сгибание – разгибание, разведение, вращение, сжимание – разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок. Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей [9].

Информация о работе Особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта