Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.
Проблема отношений имеет в психологии большое значение.

Содержание работы

Введение
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Общение
Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Проблемы межличностных отношений в детском коллективе.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная Социальная психология.docx

— 28.74 Кб (Скачать файл)

 

 Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

«Удмуртский государственный университет»

Институт  психологии и педагогики  кафедра  общей психологии

 

 

Контрольная работа 

«Особенности  межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста»

 

 

                                                 Выполнила:

                                                                                     Студентка гр. 3С-031000-41(К)

                                                             Ильминских О. П.                                     

                                                                                        Проверила:

                                                                                        Львов Д.Е.

                                                                                          

 

 

 

Ижевск, 2012

Содержание 

Введение

  1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
  2. Общение
  3. Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
  4. Проблемы межличностных  отношений в детском  коллективе.

Заключение 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек - существо социальное, поэтому  он постоянно включается в отношения  с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно  взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.

Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.

Проблема отношений имеет в  психологии большое значение.

Изучением данной проблемы занимался  В.Н.Мясищев. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического  принципа - изучение природы в связи  с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель  и, следовательно, в его связи  с миром, роли объектов связи, по словам В.Н.Мясищева, строго распределены. Связь  с внешним миром существует и  у животного, однако, животное «не  относится» ни к чему и вообще «не  относится». Так, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», то есть оно задано как именно человеческое отношение[6].

Самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Отношения  человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую  связь его с различными сторонами  объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях (В.Н.Мясищев, 1949). Они образуются и  формируются в процессах деятельности.

Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. В этой системе отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, обусловленные  структурой общества, то есть лежащими в его основе общественно-производственными  отношениями.

Следует отметить, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а у других - личные интересы. Доминирующие отношения  связаны с вопросами, для чего живет человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного  преуспевания, или человек вообще не ставит перед собой отдаленных целей и задач, еле справляясь с захлестывающими его повседневными  заботами.

Общественные условия формируют  личность как систему отношений. Многообразие отношений определяет многосторонность и богатство личности. В структуре личности психологи  выделяют доминирующие отношения:

- отношение человека к людям;

- отношение его к себе;

- отношение к предметам внешнего  мира.

Отношения к  людям являются решающими и определяющими

 

 

1.Возрастные особенности  детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и  перестройка в работе всех физиологических  систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [4, с.73] Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [4, с.85]

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические  механизмы деятельности и поведения.

Человек - существо социальное, поэтому  он постоянно включается в отношения  с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно  взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.

Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.

Проблема отношений имеет в  психологии большое значение.

Изучением данной проблемы занимался  В.Н.Мясищев. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического  принципа - изучение природы в связи  с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам В.Н.Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, однако, животное «не относится» ни к чему и вообще «не относится». Так, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», то есть оно задано как именно человеческое отношение[6].

Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. В этой системе отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, обусловленные  структурой общества, то есть лежащими в его основе общественно-производственными  отношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общение

  Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5, с.85]

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы  протекания и изменения стали  предметом изучения философов и  социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать  в одно и то же время как процесс  взаимодействия индивидов и как  информационный процесс, как отношение  людей друг к другу и как  процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания  и взаимного понимания. [1, с.35]

Субъектами общения являются живые  существа, люди. В принципе общение  характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс  общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными  актами.

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает  как личность, а не как физический предмет, «тело». [3, с.268] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном  состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены  на то, что партнер им ответит, и  рассчитывают на его отзыв. На эту  особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Наиболее универсальное средство человеческого общения - язык и речь. Язык - это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении имеют значение такие особенности, как:

1. Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

3. Выразительные качества голоса.

4. К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники. [5, с.268]

5. Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [5, с.269]

Выделяется две разновидности  монологического общения: императив  и манипуляция.

6. Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. [5, с.231]

7. Диалогическое общение - это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

8. Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего - межличностным типом общения.

Таким образом, общение многолико; включает много форм, видов. До сих  пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы  к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение - это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Межличностные отношения  детей старшего дошкольного возраста

Общественные условия формируют  личность как систему отношений. Многообразие отношений определяет многосторонность и богатство личности. В структуре личности психологи  выделяют доминирующие отношения:

- отношение человека к людям;

- отношение его к себе;

- отношение к предметам внешнего  мира.

Отношения к людям являются решающими  и определяющими.

Содержание, уровень отношений  человека с миром весьма различны: каждый человек вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности[6].

Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые  отношения связаны с учебной  или трудовой совместной деятельностью  и определяются ею. Личные отношения  могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены  не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением  этой потребности.

Частным случаем психологических  отношений являются межличностные  отношения.

Информация о работе Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста