Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.
Проблема отношений имеет в психологии большое значение.
Введение
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Общение
Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Проблемы межличностных отношений в детском коллективе.
Заключение
Литература
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Удмуртский государственный университет»
Институт психологии и педагогики кафедра общей психологии
Контрольная работа
«Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста»
Ижевск, 2012
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.
Проблема отношений имеет в психологии большое значение.
Изучением данной проблемы занимался В.Н.Мясищев. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучение природы в связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам В.Н.Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, однако, животное «не относится» ни к чему и вообще «не относится». Так, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», то есть оно задано как именно человеческое отношение[6].
Самое главное и определяющее личность
- ее отношения к людям, являющиеся
одновременно взаимоотношениями. Отношения
человека представляют сознательную,
избирательную, основанную на опыте, психологическую
связь его с различными сторонами
объективной действительности, выражающуюся
в его действиях, реакциях и переживаниях
(В.Н.Мясищев, 1949). Они образуются и
формируются в процессах
Отношения человека представляют систему,
образующуюся в результате его развития,
воспитания и самовоспитания. В этой
системе отношений имеется
Следует отметить, что в характеристике
одних личностей самым важным
являются общественные, а у других
- личные интересы. Доминирующие отношения
связаны с вопросами, для чего
живет человек, что для него является
смыслом жизни: руководят ли им социальный
идеал блага или цели личного
преуспевания, или человек вообще
не ставит перед собой отдаленных
целей и задач, еле справляясь
с захлестывающими его
Общественные условия
- отношение человека к людям;
- отношение его к себе;
- отношение к предметам
Отношения к людям являются решающими и определяющими
1.Возрастные особенности
детей старшего дошкольного
В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [4, с.73] Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [4, с.85]
Старший дошкольный возраст играет
особую роль в психическом развитии
ребенка: в этот период жизни начинают
формироваться новые
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.
Проблема отношений имеет в психологии большое значение.
Изучением данной проблемы занимался В.Н.Мясищев. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучение природы в связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам В.Н.Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, однако, животное «не относится» ни к чему и вообще «не относится». Так, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», то есть оно задано как именно человеческое отношение[6].
Отношения человека представляют систему,
образующуюся в результате его развития,
воспитания и самовоспитания. В этой
системе отношений имеется
2.Общение
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5, с.85]
Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.
Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.
Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [1, с.35]
Субъектами общения являются живые
существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ,
но лишь на уровне человека процесс
общения становиться
Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». [3, с.268] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Наиболее универсальное
В речевом общении имеют значение такие особенности, как:
1. Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.
3. Выразительные качества голоса.
4. К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники. [5, с.268]
5. Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [5, с.269]
Выделяется две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.
6. Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. [5, с.231]
7. Диалогическое общение - это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.
8. Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего - межличностным типом общения.
Таким образом, общение многолико;
включает много форм, видов. До сих
пор не существует единства в толковании
понятия «общение», его механизмов.
Это порождает различные
3.Межличностные отношения
детей старшего дошкольного
Общественные условия
- отношение человека к людям;
- отношение его к себе;
- отношение к предметам
Отношения к людям являются решающими и определяющими.
Содержание, уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый человек вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности[6].
Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности.
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения.
Информация о работе Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста