Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.
Проблема отношений имеет в психологии большое значение.
Введение
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Общение
Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Проблемы межличностных отношений в детском коллективе.
Заключение
Литература
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.[8;206].
Межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений.
Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная
3) взаимовлияние и поведение.
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений -
эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.
К.А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого [7;329].
Вся система отношений человека
реализуется в общении. «В нормальных
обстоятельствах отношения
Следует отметить, что в характеристике
одних личностей самым важным
являются общественные, а у других
- личные интересы. Доминирующие отношения
связаны с вопросами, для чего
живет человек, что для него является
смыслом жизни: руководят ли им социальный
идеал блага или цели личного
преуспевания, или человек вообще
не ставит перед собой отдаленных
целей и задач, еле справляясь
с захлестывающими его
4. Проблемы межличностных отношений в детском коллективе.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном «заражении» ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться моральные чувства и нравственные представления. Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Коллективные взаимоотношения
— это комплекс взаимосвязанных
компонентов. Важнейшие из них —
общительность и гуманное отношение
к сверстникам, сотрудничество и
умение коллективно планировать
деятельность, организованность и культура
общения. В связи с этим решение
задачи формирования коллективных взаимоотношений
связано с осуществлением задач
воспитания устойчивых доброжелательных
отношений в детском
Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологических и
Исследователи, занимавшиеся данной
проблемой, отмечают, что понятие
«межличностные отношения» акцентирует
внимание на эмоционально - чувственном
аспекте. Также исследователи
Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
В старшем дошкольном возрасте, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».
Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.
Литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.
2.Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. - М., 1987
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000.
4. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. - М., 1977.
5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Соч.: в 7 т. - М., 1957.
6.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1995.
7. Психология личности. Составитель - Д.Я. Райгородский 2 тома. - Самара, 2002.
8. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
Информация о работе Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста