Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.
Проблема отношений имеет в психологии большое значение.

Содержание работы

Введение
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Общение
Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Проблемы межличностных отношений в детском коллективе.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная Социальная психология.docx

— 28.74 Кб (Скачать файл)

Межличностные отношения - это субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющиеся в  характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга  в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения - это система  установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов  и других диспозиций, через которые  люди воспринимают и оценивают друг друга.[8;206].

Межличностные отношения возникают  внутри каждого вида общественных отношений.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые  можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия:

1) восприятие и понимание людьми  друг друга;

2) межличностная привлекательность  (притяжение и симпатия);

3) взаимовлияние и поведение.

Важнейшая специфическая черта  межличностных отношений -

эмоциональная основа, то есть они  возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у  людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных  отношений включает все виды эмоциональных  проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний  или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого [7;329].

Вся система отношений человека реализуется в общении. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному  миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975), то есть, включены в общение.

Следует отметить, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а у других - личные интересы. Доминирующие отношения  связаны с вопросами, для чего живет человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного  преуспевания, или человек вообще не ставит перед собой отдаленных целей и задач, еле справляясь с захлестывающими его повседневными  заботами.

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы межличностных  отношений в детском  коллективе.     

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника  в целом. 

Дети  проявляют активное стремление к  общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.     

Развитие  общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник  является партнером по эмоционально-практическому  взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном «заражении»  ребенка. Главной коммуникативной  потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться моральные чувства и нравственные представления. Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. 

Коллективные взаимоотношения  — это комплекс взаимосвязанных  компонентов. Важнейшие из них —  общительность и гуманное отношение  к сверстникам, сотрудничество и  умение коллективно планировать  деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение  задачи формирования коллективных взаимоотношений  связано с осуществлением задач  воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного  поведения.     

Воспитание  культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психологических и педагогических источников по проблеме межличностных  отношений показал, что исследованиями в данной области занимались многие зарубежные и отечественные психологи  и педагоги.

Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие  «межличностные отношения» акцентирует  внимание на эмоционально - чувственном  аспекте. Также исследователи рассматривают  межличностные отношения как  мотивационную основу общения и  взаимодействия людей.

Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности  и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.

В старшем дошкольном возрасте, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».

Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают  довольно сложные и разнообразные  межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.

 

Литература

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.

 2.Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. - М., 1987

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000.

4. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. - М., 1977.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Соч.: в 7 т. - М., 1957.

 6.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1995.

7. Психология личности. Составитель - Д.Я. Райгородский 2 тома. - Самара, 2002.

8. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

 

 


Информация о работе Особенности межличностного отношения детей старшего дошкольного возраста