Особенности межличностных отношений в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.
Объект – коллектив.
Предмет – межличностные отношения в коллективе.
Задачи:
Дать характеристику феномена межличностных отношений в коллективе.
Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 34.64 Кб (Скачать файл)

Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга. Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллектуальным особенностям (умный или глупый); по характеру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный). Самый высокий, третий уровень глубокого понимания человека включает выявление системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными  особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями  коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Руководитель должен знать  структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки, которые сложились в группе[11, c. 133-134].

Принято считать, что самая  оптимальная по численности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые  психологи, практикующие в области  менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых  работают 12 человек. Дело в том, что  группы большой численности плохо  управляются, а коллективы из 7-8 человек  наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой  группы (если ее не образуют близкие  по духу люди) не в последнюю очередь  объясняется тем, что в любом  трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что  и создает конфликтную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, по окончании исследования можно сделать вывод, что были выполнены поставленные в работе задачи, как то:

дана характеристика межличностных  отношений в коллективе;

Малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не мене чем  из двух человек, вступающих непосредственные межличностные контакты, имеющие  общественную цель, осознание своей  принадлежности к этой группе и общие  нормы рассмотрено понятие нормы  как регулятора межличностных отношений  в коллективе;

взаимодействия в группе.

Говоря о соотношении  понятий «малая группа» и «коллектив», можно отметить следующее, а именно, что коллектив есть состояние  малой группы, достигшей высокого, а, по мнению отдельных авторов –  наивысшего уровня социально-психологической  зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических  характеристик. В Отечественной  психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива.

Межличностные отношения  – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой  формирования социально-психологического климата в коллективе.

Межличностные отношения  различают по характеру и форме  взаимодействия, а также по валентности  или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

На основании рассмотренного понятия о нормах, их многообразии и функционировании в малых группах, можно сказать, что нормы определяют, что допустимо и недопустимо  в группе, желательно и не желательно, что правильно и не правильно, а также подтвердить, что групповая  норма, как некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, является регулятором развертывающихся в ней отношений. ценивают друг друга.

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности  общности людей.

Человек как личность формируется  в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых  отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует. Коллектив является одним из видов малой группы.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных  отношений – психологическим  климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. –С-Пб.: Питер, 2000. –269с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2002. –376с.
  3. Донцов А.И. Психология коллектива. –М.: Изд-во МГУ, 2000. –168с.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –Минск, Изд-во БГУ, 2001. –284с.
  5. Дубровина И.В., «Практическая психология образования», М., 2000г.
  6. Журавлева А.Л., «Социальная психология», М., 2002г.
  7. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия», М., 2000г.
  8. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М., 2001г.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности межличностных отношений в коллективе