Особенности наглядно–образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление - отражается в схематизме детского рисунка, умении использовать при решении задач схематические изображения, создавая большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями [6, с. 203].

Файлы: 1 файл

1.2 1.3.docx

— 29.29 Кб (Скачать файл)

1.2  Особенности наглядно  – образного мышления у детей  старшего дошкольного возраста

  В период дошкольного  детства совершается переход  от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к  наглядно- образному (5-6 лет).

Мухина В.С. в своей  книге «Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество»  отмечает: Основная особенность наглядно-образного  мышления - решение ребенком жизненных  задач не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления раннего периода развития, но и  в уме с опорой на образы - представления об этих предметах [8, с. 55].

Урунтаева Г.А. подчеркивает, что именно благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем [9, с. 69].

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного

мышления, опираясь на которые  ребенок получает возможность вычленить  наиболее существенные свойства, отношение  между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими [12,с. 210].

 Высшая форма наглядно-образного  мышления - наглядно-схематическое  мышление - отражается в схематизме  детского рисунка, умении использовать при решении задач схематические изображения, создавая большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями [6, с. 203].

В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том  виде, как они воспринимались, является исходным. Ведь прежде чем оперировать  образом, его нужно иметь.

Особенности перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно- образному изучались в работе П.И. Минской (выполненной под руководством А.В. Запорожца). Детям предлагали задачи, в которых требовалось приблизить к себе какой-либо предмет с помощью различного рода рычагов. Исследования показали, что успешный переход от наглядно-действенного к наглядно- образному определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации [8,с. 415].

Дальнейшие исследования в этом направлении, проводимые              Т.С. Комаровой, позволили получить ряд важных факторов, вскрывающих некоторые механизмы перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Работа проводилась по специальной методике и позволила установить, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, которые ранее осуществлялись с реальными предметами, начинают воспроизводиться в плане представленной без опоры на реальные вещи, т.е. имеет место своеобразный отзыв действий от реальности. Этот отрыв осуществляется значительно успешнее, если он выступает не сразу, а проходит промежуточные стадии, когда ребенок воспроизводит эти действия не с самими реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принципиальные изменения в деятельности ребенка - он действует с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узловой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними[13,с. 89 ].

Один из важных признаков  развития наглядно-образного мышления состоит в том, насколько новый  образ отличается от исходных данных, на основе которых он построен [10,с. 416].

Степень различия между формируемым  новым образом и исходными  образами, отражающими условия задачи, характеризует глубину и радикальность  мысленных преобразований этих исходных образов.

В своей повседневной жизни  дети дошкольного возраста очень  рано сталкиваются с изменением и  развитием различных предметов  и явлений. Экспериментальные исследования, а также систематические наблюдения за деятельностью дошкольников дают основание полагать, что одна из своеобразных форм чувственного обобщения, которая далеко выходит за пределы  непосредственно воспринимаемого  и является исходным моментом развития более сложных форм обобщения, возникает  в процессе познания детьми предметов  в их изменении и развитии. Характерная  черта такого познания - формирование в этом процессе особых представлений, отражающих последовательность изменений, преобразования объекта, которые недоступны непосредственному восприятию.

Важным условием возникновения  наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать  план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью  таких моделей ребёнок представляет себе скрытые стороны ситуации. В  процессе использования моделей  у детей формируются особые действия с двойственной направленностью - они  осуществляются ребёнком на модели, а  относятся им к оригиналу. Это создаёт предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений.

Развитие образного отражения  действительности у дошкольников идёт в основном по двум основным линиям: а) совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщённое отражение предметов  и явлений; б) формирования системы  конкретных представлений о том  или ином предмете. Отдельные представления, входящие в эту систему, имеют  конкретный характер. Однако, будучи объединены в систему, эти представления  позволяют ребёнку осуществлять обобщённое отражение окружающих предметов  и явлений[14,с. 74].

 Основная линия развития  наглядно-образного мышления заключается  в формировании умения оперировать  образами предметов или их  частей. В качестве основы такого  оперирования выступает умение  детей произвольно актуализировать  эти образы. Такие умения возникают  у детей в ходе усвоения  двух тесно взаимосвязанных систем  действий. Вначале формируется система  анализирующих действий, в процессе  которых ребёнка обучают последовательно  выделять основные, а затем производные  части предмета, то есть обучают  идти от общего к частному. Затем в продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в процессе которых ребёнка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует логике анализа предмета и развёртывается от общего к частному[11, с. 336].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Пути развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте.

Специальные исследования Г.И. Минской показали, что опыт, накопленный  ребёнком при решении наглядно-действенных  задач (сформированность механизмов ориентировки в условиях задачи и активизация речевых форм общения), может оказывать решающее влияние на переход к наглядно-образному и словесному мышлению. Иначе говоря, для развития мышления ребёнка важны организация внимания, сформированность речи и т.п.

Известный психолог Ж. Пиаже  выделяет четыре стадии в развитии интеллекта ребёнка. На стадии сенсомоторного, или практического мышления (от рождения до 2-х лет) ребёнок познаёт окружающий мир в результате своих действий, движений, манипуляций с объектами  (наглядно-действенное мышление)[19,с. 311].

 С появлением речи  начинается стадия дооперационного  мышления (продолжающаяся от 2 до 7 лет), в течение которой развивается  речь, формируется способность умственно  (внутренне) представлять себе  внешние предметные действия (наглядно-образное  и словесно-логическое мышление).

Наибольший интерес для  нас представляет стадия дооперационного  мышления, а именно наглядно - образное[21,с. 202].

 Образное мышление - основной  вид мышления ребенка дошкольника.  В простейших формах оно появляется  уже в раннем детстве, обнаруживаясь  в решении узкого круга практических  задач, связанных с предметной  деятельностью ребенка, с применением  простейших орудий. К началу дошкольного  возраста дети решают в уме  только такие задачи, в которых  действие, выполняемое рукой или  орудием, прямо направлено на  достижение практического результата - перемещение предмета, его использование  или изменения.

 Основная особенность  наглядно-образного мышления - решение  ребенком жизненных задач не  только в ходе практических  действий с предметами, что характерно  для наглядно-действенного мышления  раннего периода развития, но  и в уме с опорой на образы - представления об этих предметах.  Успешное осуществление данных  мыслительных процедур возможно  только в том случае, если ребенок  может комбинировать и сочетать  в уме разные части предметов  и вещей, а кроме того, выделять  в них существенные инвариантные  признаки, важные для решения различных задач [23,с. 136].

Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется главным образом развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти. Примерно к четырехлетнему возрасту у дошкольника в целом завершен процесс формирования основных психических функций, что создает необходимую базу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка.

Уместно вспомнить также  положение Л.С. Выготского о прямом влиянии формирующейся речи на укоренение и интенсификацию развития наглядно-образного  мышления и формирование его рефлексивных характеристик [27,с. 386].

 Следует отметить, что  способность к оперированию представлениями  не является непосредственным  результатом усвоения ребенком  знаний и умений. Анализ ряда  психологических исследований дает  освоение полагать, что данная  способность возникает в процессе  взаимодействия различных линий  психологического развития ребенка  - развития предметных и орудийных  действий, речи, подражания, игровой  деятельности и т.д. Начальные  этапы развития наглядно-образного  мышления вплотную примыкает  к развитию процессов восприятия. Дело в том, что при решении  определенных перцептивных задач  (например, выбор по образцу) процессы  восприятия протекают в тесной  связи с процессами представлений:  чтобы выбрать из ряда предметов  соответствующий образцу, необходимо  иметь определенное представление  об этом образце. В наглядно-образном  мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным. Ведь прежде чем оперировать образом, его нужно иметь[28,с. 249].

В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного  мышления и дается характеристика некоторых  особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.). В качестве основного средства осуществления этой формы мышления выступают образы, которые могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Некоторые авторы (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская) обращают внимание на необходимость четкого различия двух понятий - тип образа и тип оперирования образом. В ряде исследований показано, что тип оперирования образами об известной мере не зависит от типа самих образов. В других исследованиях имеются данные о том, что тип образа (его структура, его функциональные особенности) влияет на процесс оперирования, расширяя или сужая возможности последнего (В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков) [30,с.92].

В работах И.С. Якиманской выделены три типа оперирования образами. Первый тип характеризуется усиление представлять предметы (или их части) в различных пространственных положениях. Для второго типа характерно преобразование структуры и пространственного положения исходного образа. Третий тип оперирования заключается в построении принципиально новых образов, на основе сложных преобразований исходных образов.

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Плаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью [32,с. 107].

В ряде исследований (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) выделены основные типы оперирования образами. Один из этих типов заключается в мысленном воспроизведении объекта в различных пространственных положениях. Такое оперирование является существенным моментом функционирования наглядно-образного мышления детей и имеет важное значение в процессе осуществления детской деятельности. Умение детей представлять объекты в различном пространственном положении - это достаточно сложное умение. Оно включает в качестве исходных звеньев другие, более простые умения, например представление предметов в том положении, в котором они находились в процессе непосредственного восприятия[34,с. 240].

Таким образом, изучив особенности  наглядно – образного мышления у  детей старшего дошкольного возраста разных авторов, мы выделяем следующие  особенности наглядно – образного  мышления у детей старшего дошкольного  возраста:

Информация о работе Особенности наглядно–образного мышления у детей старшего дошкольного возраста