Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 23:03, курсовая работа
Общеизвестно, что в процессе вербального общения мы используем и невербальные средства коммуникации и информации. Большинство людей делают это, не замечая. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем - это язык телодвижений, который мы используем каждый день. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
дать определение понятию «невербальная коммуникация», «невербальная информация»;
Введение…………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические знания о невербальной информации и коммуникации…………………………………………………………….
6-23
1.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации и информации
6
1.2 Классификация видов невербальной коммуникации …………….
11
1.3 Особенности невербальной коммуникации и информации………
13
1.4 Сущность, основные формы и методы невербальной информации и коммуникации…………………
20
Заключение…………………………………………………………………..
23
Библиографический список……………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Институт иностранных языков
Кафедра межкультурной коммуникации и перевода
Особенности невербальной информации и коммуникации
курсовая работа
по дисциплине «Психология»
направления 050100 «Педагогическое образование»
профиля «Китайский язык. Английский язык»
«Прошла защиту» Исполнитель:
Оценка________________________
Дата __________________________
Преподаватели Научный руководитель:
_____________________________
_____________________________ Зотова Н.Г.__________
Волгоград – 2015
Оглавление.
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические
знания о невербальной информации и коммуникации……………………………………………… |
6-23 |
1.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации и информации |
6 |
1.2 Классификация видов невербальной коммуникации ……………. |
11 |
1.3 Особенности невербальной коммуникации и информации……… |
13 |
1.4 Сущность, основные формы и методы невербальной информации и коммуникации………………… |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Библиографический список………………………………………………… |
25 |
Приложения …………………………………………………………………. |
27-29 |
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что в процессе вербального общения мы используем и невербальные средства коммуникации и информации. Большинство людей делают это, не замечая. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем - это язык телодвижений, который мы используем каждый день. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
дать определение понятию «невербальная коммуникация», «невербальная информация»;
выяснить в чем заключается особенности невербальной коммуникации и информации;
определить роль невербальной коммуникации и информации в процессе общения;
выявить основные невербальные элементы коммуникации и информации и дать им характеристику;
Исследования в области невербального общения и его связи с другим областями и сторонами жизнедеятельности человека в отечественной науке начались более 30 лет назад. К настоящему времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названной тематики. Так, различным аспектам невербального общения посвятили свои работы такие авторы, как Аверкина Л.А., Ахьямова И.А., Белякова Н.В., Григорьянц Т.А., Екинцев В.И., Иванов В.Д., Кривых Л.В., Лабунская М.В., Морозов В.П., Самохина М.А. и др.
Бесспорно, значение этих исследований неоценимо, особенно в разработке общетеоретических аспектов проблем невербального общения. Но до сих пор остается недостаточно досконально изучен вопрос о б особенностях невербальной информации и коммуникации личности. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для профессии учителя это важно вдвойне, так как мы должны не только дать ученикам знания, но и уметь понимать их чувства и эмоции, чтобы правильно выстроить тактику своего с ним поведения.
Цель данной курсовой работы - исследование системы психологических средств невербального общения и передачи информации личности.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. ознакомиться с некоторыми трудами ученых, занимающихся данной проблемой;
2. проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;
3. выделить сущность процесса невербальной коммуникации;
4. раскрыть актуальность данной темы.
Объект исследования - невербальная коммуникация и информация.
Предмет исследования - особенности невербальной коммуникации и информации.
Методологическая основа исследования выражается в информационном подходе к изучению невербальных проявлений. Эта основа базируется, прежде всего, на положении о дискретном распространении потока коммуникации, на взаимодействии и взаимовлиянии телесности, социальной внешности, невербального языка. Человек в этой связи рассматривается как носитель всех структурно-содержательных компонентов "невербалики", представляет собой «отрытую книгу», на котором отражаются его чувства, мысли, потребности и многое другое. Для решения поставленных задач и проверки предположений был избран комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. В ходе исследования использовались как проективные, так и вербально-словесные методики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят определенный вклад в развитие общения и помогают коммуникантам лучше понять друг друга, и тем самым достигнуть положительных результатов коммуникации.
Практическое значение. Результаты данного исследования могут быть использованы для оптимизации различных видов невербального общения (например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические знания о невербальной информации и коммуникации
1.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации и информации
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
А.П. Садохин под невербальной коммуникацией в науке понимает совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения.[12, с. 165]
М.С. Андрианов дает следующее определение: «Невербальная коммуникация - это совокупность неречевых коммуникативных средств - система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точностью и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людей друг друга» [3, с. 12].
Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Таким образом, любая коммуникация, которая осуществляется без слов, считается невербальной. Чувства же, выражаемые собеседником можно воспринимать как и информацию. Она может быть передана при помощи одного или нескольких невербальных способов.
Множество исследований, проводив¬шихся в период с 1914 по 1954 г., не смогли подтвердить предпо¬ложение, что невербальное поведение дает точную информацию об эмоциях и характере личности. Академическая психология в какой-то степени гордилась что, те научные эксперименты разо¬блачили как миф обывательские представления о том, что по лицу или телу можно определить эмоции или получить информацию о характере личности. Тех немногих социологов или врачей, кото¬рые продолжали писать о телодвижениях, ставили в один ряд с людьми, интересующимися экстрасенсорным восприятием или графологией, то есть с людьми наивными, слабоумными или шар¬латанами. [15, с. 85]
Для примера рассмотрим несколько типов жестов, несущих в себе определенную информацию.
Эмблемы, можно засчитать
за 1 имеют очень конкретное
Иллюстрация — это еще один тип телодвижений, который мо¬жет быть признаком обмана. Иллюстрации часто путают с эмбле¬мами, однако важно уметь их различать, потому что в процессе лжи они подвержены противоположным изменениям: если коли¬чество эмблематических оговорок увеличивается, количество ил¬люстраций обычно уменьшается.
Этот тип телодвижений назван так потому, что иллюстрирует речь. Способов иллюстраций много: можно делать особое ударение на слове или фразе, подобно тому, как ставят знак ударения или подчеркивают что-либо на письме; можно прослеживать в возду¬хе ход мысли рукой, как бы дирижируя своей речью; можно ри¬совать руками в воздухе или изображать действия, повторяющие или усиливающие сказанное. Именно руки обычно иллюстрируют речь, хотя движения бровей и век часто тоже являются иллюстра¬циями, так же как и все тело или верхняя часть торса. Отношение общества к степени приличия иллюстраций меня¬лось в течение последних нескольких веков. Были времена, когда использование иллюстраций отличало высшие классы, но были и времена, когда их использование считалось признаком неотесан¬ности. Иллюстрации, необходимые для успешных публичных выступлений, обычно описывали в книгах по ораторскому искус¬ству. Самое первое исследование иллюстраций было предпринято как вызов некоторым заяв¬лениям нацистских социологов. Люди различных культур не только используют разные типы ил¬люстраций, но еще и с различной степенью интенсивности; одни из них иллюстрируют крайне мало, а другие очень много. Даже в пределах одной и той же культуры отдельные люди различаются по количеству типичных для них иллюстраций. Для начала подумаем, зачем люди вообще прибегают к иллю¬страциям. Обычно их используют, пытаясь объяснить то, что труд¬но выразить словами. Мы обнаружили, что люди гораздо охотней прибегают к иллюстрациям, давая определение слову «зигзаг» или объясняя, как пройти до почты, чем давая определение слову «стул» или объясняя свой выбор профессии. Иллюстрации так¬же используют, когда человек не может подобрать нужное слово. Создается впечатление, что щелканье пальцами или попытки вы¬хватить что-то из воздуха как бы помогают человеку найти нужное слово, будто оно витает над собеседниками и его можно поймать движением руки. Такие поиски слов, по крайней мере, сообщают другому человеку, что идет поиск и что собеседник не отказыва¬ется от своей очереди говорить. Иллюстрации, возможно, также играют роль самоподсказки, помогая людям связать слова в более или менее осмысленную речь. Люди склонны иллюстрировать больше, чем обычно, когда они в бешенстве, в ужасе, очень воз¬буждены, расстроены, взволнованы или полны энтузиазма.
Следующий тип телодвижений — манипуляции. Манипуляции могут означать, что человек расстроен, однако это не всегда так. Хотя люди и думают, что возросшее количество манипуляций является надежным признаком обмана, это не соответствует истине. К манипуляциям относятся все те движения, которыми отря¬хивают, массируют, потирают, держат, щиплют, ковыряют, че¬шут другую часть тела или совершают какие-либо иные действия с ней. Продолжительность манипуляций может различаться от нескольких мгновений до многих минут. Некоторые из кратких манипуляций внешне имеют определенную цель: поправляют во-лосы, прочищают ухо, почесывают какую-то часть тела. Другие манипуляции, в особенности продолжающиеся долго, с виду аб¬солютно бесцельны: это закручивание и раскручивание волос, потирание пальцев, постукивание ногой. Обычно манипулируют ру¬кой, а реципиентами бывают волосы, уши или нос. Но рука тоже может оказаться реципиентом, как и любая другая часть тела. Манипуляции могут ограничиваться лицом (их мож¬но выполнять, упираясь языкам в щеку, слегка покусывая губы) или движениями одной ноги относительно другой. Частью акта манипуляции могут стать какие-то предметы: спичка, карандаш, скрепка или сигарета.
Несмотря на то, что приличия предписывают не делать этого пу¬блично, многие люди продолжают манипулировать на людях, не замечая собственных действий. И дело здесь не в том, что люди не сознают их. Стоит кому-либо увидеть, что кто-то наблюдает за одним из его движений, он сразу же остановится, сделает его ме¬нее заметным или попытается как-то замаскировать, прикрыть мимолетный жест другим, более широким. Но, даже скрывая ма¬нипуляции с помощью таких замысловатых приемов, люди дей¬ствуют не вполне сознательно. Манипуляции находятся на краю сознания. Никакие старания не могут помочь большинству людей отказаться от них надолго. Люди привыкли к манипуляциям.
Человек гораздо приличнее ведет себя в качестве наблюдате¬ля, чем в качестве исполнителя. Он дает возможность закончить манипуляцию, даже когда его собеседник начинает манипули¬ровать прямо посреди разговора. Кто-то смотрит в сторону, пока выполняется манипуляция, и поворачивается обратно, только когда та закончена. Если манипуляция выражается одним из тех, казалось бы, бесцельных действий, вроде продолжающегося до бесконечности кручения волос, тогда, конечно же, не смотрят все время в сторону, а просто не разглядывают это движение в упор. Такое вежливое невнимание к манипуляциям является слишком хорошо заученной привычкой, которой следуют не думая; правила приличия нарушает тот, кто наблюдает акт манипуляции, а не тот, кто его выполняет. Наблюдающий как бы подглядывает. Когда два автомобиля тормозят у светофора, приличия нарушает тот во¬дитель, который позволяет себе заглянуть в другой автомобиль, а не тот, который в этот момент энергично прочищает ухо.
Информация о работе Особенности невербальной информации и коммуникации