Особенности невербальной информации и коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что в процессе вербального общения мы используем и невербальные средства коммуникации и информации. Большинство людей делают это, не замечая. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем - это язык телодвижений, который мы используем каждый день. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
дать определение понятию «невербальная коммуникация», «невербальная информация»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические знания о невербальной информации и коммуникации…………………………………………………………….
6-23
1.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации и информации
6
1.2 Классификация видов невербальной коммуникации …………….
11
1.3 Особенности невербальной коммуникации и информации………
13
1.4 Сущность, основные формы и методы невербальной информации и коммуникации…………………
20
Заключение…………………………………………………………………..
23
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес. Можно привести простой пример того, как невербальная передача информации, которая происходит одновременно с вербальной, может усиливать и изменять смысл слов: угроза, произнесенная с веселой улыбкой, воспринимается совершенно иначе, а именно – как шутка.

Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

 

1.4 Сущность, основные формы  и методы невербальной информации  и коммуникации

  Исследования процесса коммуникации показывают, что речевое (вербальное) общение является основным видом человеческой коммуникации. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [6, c.132]. Но эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 70 % информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид коммуникации, получивший название невербальной коммуникации.

Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение: если улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речь более выразительной, уточняют и разъясняют ее. Улыбка при встрече с другом, когда говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами.

Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям: если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, то собеседник наверняка усомнится в искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.

Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Например: ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Вполне возможно, находясь в шумной аудитории, жестами показать приятелю, что его приглашают выйти и поговорить. В магазине также с помощью жеста можно указать продавцу на интересующий вас товар.

Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища можно понять, что пришла очередь вступить в разговор.

Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным невербальным знакам в различных культурах придается разное значение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.

Таким образом, мы выяснили, что невербальная коммуникация это сложный процесс, протекающий в основном неосознанно, и который тесно связан с вербальным. Невербальная коммуникация может или дополнять и усиливать словесное общение, или ему противоречить и ослаблять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникативная сторона общения представлена тем, что люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, настроениями и т.д. Всё это можно рассматривать как информацию. Но машины (компьютеры) тоже обмениваются информацией, поэтому важно отметить, что в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. В связи с этим выделяют вербальную коммуникацию (речь) и невербальную (неречевые знаковые системы - мимика, жесты, интонация, тон, походка, осанка).

Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". В настоящей работе автор придерживался определения, предложенного В.А. Лабунской, согласно которому, "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система".

Невербальное общение - это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты "к" и "от"), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и т.п.).

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи.

Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса, - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный "аккомпанемент", можно правильно понять и правильно воспринять (выразить) что-либо.

Следует отметить, что общение, в том числе невербальное, играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека, в том числе и профессиональной. И это важно учитывать в процессе образования, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры общества.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право ∕ М.С. Андрианов. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 256 с.

2. Аминов И.И. Психология делового общения ∕ И. И. Аминов. − М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.

3.  Андреев Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений ∕ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

4. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.

5. Бороздина Г.В., Психология делового общения. Глава 7. Имидж делового человека. – М.: «Деловая книга»., 1998. – 247 с.

6. Винокур Т. Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.

7. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник / М. А. Василик. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.

8. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.

9. Горянина В.А. Психология общения — М.: Издательский центр

10. «Академия» — 2002. — 416 с.

11. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.

12. Лабунская В. А., Невербальное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. – 246 с.

13. Морозов В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.

14. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации ∕ А.П. Садохин. - М.: Высшая школа, 2005. − 310 с.

15. Л. Н. Собчик. Метод цветовых выборов — модификация  восьмицветового  теста  Люшера. Практическое руководство. —  СПб.:Речь,2007.-128»

16.  Экман П. Психология лжи. Обмани меня если сможешь. / Экман П.— СПб.: Питер, 2010.— 394с.

17. . Psylist.net [Электронный ресурс]: Типы жестов. ˗ Режим доступа: <http://psylist.net/popular/gesttip.htm> - 12.05.2013.

18. . Zab-activ [Электронный ресурс]: О чем говорят наши жесты в разных странах. ˗ Режим доступа: http://zab-active.ru/articles/45 - 26.05.2013 <http://zab-active.ru/articles/45%20-%2026.05.2013>.

 

 

 

Приложение 1

Капкан Брокау

«Капкан Брокау» (англ. Brokaw hazard)  игнорирование индивидуальных  речевых  и  поведенческих особенностей  человека  при  определении  степени  его правдивости. Понятие ввёл в 1985 году психолог  Пол  Экман  в  своей книге «Психология лжи»,  отталкиваясь  отрассуждений известного  американского  журналиста,  мастера  телеинтервью  Тома  Брокау (англ.)  о  том,  как тот определяет неискренность собеседника: любые проявления,  в большинстве случаев явно указывающие на обман, для некоторых людей

могут оказаться лишь частью их обычного поведения.  Возможность  неправильной оценки таких людей я называют капканом Брокау. Верификатор  всегда  может попасть в этот капкан, особенно если  незнаком  с подозреваемым и не знает его типичного поведения.

 

 

 

 

Приложение 2

Тест Люшера.

Методика цветовых выборов Люшера — психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Процедура проведения теста.

В настоящее время существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

«серого цвета»

«8-ми цветов»

таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая черный)

«4-х основных цветов»

«синего цвета»

«зеленого цвета»

«красного цвета»

«желтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической терапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

 

 


Информация о работе Особенности невербальной информации и коммуникации