Особенности общения человека в зависимости от его индивидуально-психологических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Любые межличностные отношения, в том числе и деловые, начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалиста любого ранга, профиля, а особенно менеджера, решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите (особенно впервые) по следующим критериям:
1. Как обстоит дело с его чувством самооценки?
2. Каков склад его ума?

Содержание работы

Введение
Оценка личности и самооценка
Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контр. Психология.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

__________________________________________

Кафедра «СППП»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

 

«Психология»

 

на тему:

 

«Особенности общения человека в зависимости от его индивидуально-психологических качеств»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Полежаева З. И.

Группа:

КДБ-1-002

Учебный шифр:

12-КДБ-8497

Проверил:

Филатова Г. Е.


 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

Содержание

 

Введение

  1. Оценка личности и самооценка
  2. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любые межличностные отношения, в том числе и деловые, начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалиста любого ранга, профиля, а особенно менеджера, решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите (особенно впервые) по следующим критериям:

1.   Как обстоит дело с  его чувством самооценки?

2.   Каков склад его ума?

3.   Обладает ли он сильным  или слабым энергетическим потенциалом?

4.   Какие эмоции в нем преобладают?

5.   Каково его психическое  состояние? Присущ ли ему комплекс  неполноценности, склонен ли он  к депрессиям, несмотря на то, что внешне играет роль беспечного  человека?

Можно ли ответить на эти вопросы без овладения психическими познаниями? Вероятно, да, ведь психология - это не только наука, но и знакомая всем нам сумма жизненных явлений. Однако, овладев психологическими знаниями, методами, мы получаем преимущества, активизируем уже имеющийся опыт.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А это возможно сделать только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка личности и самооценка

 

Среди исследований, направленных на изучение глубин индивидуальности в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа З. Фрейда, ближайших его соратников А. Адлера и К. Юнга, неофрейдистов: К. Хорни , Э. Фромма и других.

Выдающиеся представители отечественной психологии Б.М. Теплов,

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев рассматривали человека как личность и индивидуальность со всеми присущими ей особенностями, включенную в активную созидательную деятельность.

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э. Берн, изучению индивидуальных свойств личности посвящены труды Г. Айзенка.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, тип личности, темперамент, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

 На основе самопознания у  человека вырабатывается определенное  эмоционально-ценностное отношение  к себе, которое выражается в  самооценке. Самооценка предполагает  оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

Опыт практической психологии показывает, что для коллектива, его социально-психологического климата одинаково плохо наличие в нем людей, имеющих явно завышенную или очень негативную оценки.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.

Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплексов неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, или слишком заботливом, потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении -ч то как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Позитивная самооценка - это не только интеллектуальное принятие своих талантов или достижений. Развитие позитивной самооценки - не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных результатов.

Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас.

 

 

 

 

 

 

Темперамент и его влияние на формирование индивидуального

стиля деятельности и общения

 

Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием среды в процессе воспитания и обучения.

К первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым и складывается личность, принадлежит темперамент, присущий человеку от рождения. Он является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка (например, характера).

Темперамент служит как бы маркером всей психической деятельности человека. Он является биологическим фундаментом нашей личности, т. к. основан на свойствах нервной системы человека, которые следует оценивать как внутренние резервы его деятельности и требуемой адаптации. Проявляется в мышлении, эмоциональной сфере, поведении, манере держаться. Родоначальником учения о темпераменте является греческий врач Гиппократ (IV в . до н. э.). Различия в поведении людей Гиппократ объяснял преобладанием в организме одного из 4-х соков (жидкостей): крови, желчи, лимфы и черной желчи, правильно выразив материалистическую идею связи свойств личности с биологическими особенностями человека. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

Последующие исследования (научный период изучения темперамента в нашей стране начался с работ И.П. Павлова) доказали связь темперамента со свойствами нервной системы человека, зависимость от различной степени интенсивности психических процессов и состояний, а также различной скорости их протекания. Это динамические особенности психики. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, чтобы знать, какие виды и способы деятельности ему больше свойственны, больше соответствуют его природной предрасположенности, т.к. темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности.

Темперамент обладает определенным набором основных психологичес-ких характеристик:

-   активность - интенсивность  взаимодействия с окружающим  миром;

-   темповые характеристики - скорость выполнения любых действий - речи, ходьбы, движений и т.д.;

-    эмоциональность - глубина эмоциональных реакций;

-    уровень тревожности - индивидуальная  реакция человека на различные  жизненные обстоятельства;

-    чувствительность - тонкость  восприятия внешнего мира;

-    ригидность - пластичность - способность к быстрой перестройке  и адаптации;

-    экстраверсия - обращенность  вовне;

-    интроверсия - обращенность  внутрь себя, на себя;

-    подчиненность - доминантность , склонность к лидерству -с клонность  подчиняться или подчинять, быть  ведомым или ведущим.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называются типами темперамента. По Павлову темперамент зависит от определенных сочетаний свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности.

Различают четыре типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях люди с разными типами темперамента заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, проявляемой энергии. Один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - малая подвижность лица и сдержанность движений.

Понятно, что не всех людей можно разделить по четырем типам. И.П. Павлов предположил, что должны существовать и другие типы темперамента, с другими комбинациями свойств нервной системы, но наука их пока не выделяет, а практика наблюдения показывает, что у всех людей есть доминанта одного из указанных типов.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуаций и т.д. Но несомненно, что они имеют и свою врожденную сторону, неизменяемую в течение всей жизни человека.

Рассмотрим, как типы темперамента проявляются в поведении людей, в отношении к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.

Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы, т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью реакций возбуждения и торможения нервных процессов. Сангвиники высоко активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше выдерживать различные нагрузки. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко   и   быстро   отзываются   на   окружающие   события.   Эмоции преимущественно положительные. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач свойственны большинству людей этого темперамента. Этот тип "спешит жить" и поэтому испытывает постоянный дефицит времени.

Следует сказать, что для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целенаправленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают необходимые предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Легко и быстро сангвиники приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. У них развито чувство собственного достоинства, собственной значимости. Самооценка сангвиника или адекватна, или несколько завышена. Позитивная самооценка в сочетании со склонностью к лидерству дает сангвинику возможность добровольно, самостоятельно принимать на себя ответственность за решение групповых задач и проблем.

Информация о работе Особенности общения человека в зависимости от его индивидуально-психологических качеств