Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Общая характеристика общения и его виды..............................................4
Особенности общения подростка со взрослыми.......................................8
Особенности общения подростка со сверстниками …............................12
Заключение..................................................................................................18
Список литературы.....................................................................................19

Файлы: 1 файл

Реферат психология.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педагогики, психологии и МПИ

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

 

Особенности общения  подростка со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                        студентка 1 курса 12 группы

                                                                                                        исторического ф-та

                                                                                                         А.В   Брагина

 

                                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                                         к.пс.н, доцент кафедры

                                                                                                         педагогики, психологии

                                                                                                         и МПИ, О.Ю. Шевченко

 

САМАРА 2012

 

 

Содержание:

 

  1. Введение.........................................................................................................3
  2. Общая характеристика общения и его виды..............................................4
  3. Особенности общения подростка со взрослыми.......................................8
  4. Особенности общения подростка со сверстниками …............................12
  5. Заключение..................................................................................................18
  6. Список литературы.....................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.

Искусство общения - важнейший  навык, которому стоит обучиться  каждому из нас, независимо от того, где мы работаем и чем занимаемся. Чтобы стать мастером общения, важно  развивать самые разнообразные  навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и  навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом  и жестикуляцией.

От того, способен ли человек  общаться, зависит, достигнет ли он успеха или же потерпит неудачу. Это  справедливо для всех аспектов жизни. Вы можете заметить, что известные  вам люди, которые добиваются успеха в своих начинаниях, чаще всего  обладают высокой способностью общаться; неудачники ею не обладают.

Общение — это не просто способ как-нибудь прожить жизнь; это  самая суть жизни. Этот фактор в тысячу раз более важен, чем любые  другие, и он необходим человеку для того, чтобы понимать жизнь  и добиваться успеха.

Проблема общения актуальна  для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между  людьми, возможности достижения взаимопонимания  в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение  наряду с деятельностью, является одной  из основных форм преобразующей активности людей. Данная реферативная работа посвящена изучению особенностей общения подростков с взрослыми и со сверстниками.

 

 

Общая характеристика общения и его виды.

 Понятие общения, как  и любое понятие психологии, разрабатывалось  многими исследователями и имеет  разнообразные трактовки. Наиболее  объемно это понятие представила  Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано  на стыке философии, социологии и  социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между  различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои общества. На социальном уровне общение является необходимым  условием для передачи социального  опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.

В более узком психологическом  смысле общение понимается как процесс  и результат установления контактов  между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных  знаковых систем. В психологическом  словаре под редакцией А.В.Петровского  и М.Г.Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.

Психологический анализ общения  раскрывает механизмы его существления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность,

без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование

личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий  формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.1

В общении выделяются следующие  аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это  то, ради чего у человека возникает  данный вид активности. Целью общения  для человека является передача и  получение объективных знаний о  мире, обучению и воспитанию, согласование разумных действий в совместной деятельности, установлении и прояснении личных и  деловых взаимоотношений. У человека целью общения представляют собой  средства удовлетворения многих разнообразных  потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития и ряда других.

 

  1. Горянина В.А. Психология общения - М., 2002. – С. 25

 

Не менее существенны  отличия средств общения. Средства общения можно определить как  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

В зависимости от содержания, цели и средств общения можно  разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивная (обмен знаниями), кондиционная (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационные (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет  в своём содержании передачу друг другу определённых побуждений, установок  или готовности к действиям в  определённом направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного  общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

Важнейшими видами общения  у людей являются вербальное и  невербальное. Невербальное общение  не предполагает использование звуковой речи, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного  условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов  и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью  его заменить.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек  был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребенка  имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Выделенные выше виды общения  служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое  общение формирует и развивает  его способности, служит средством  приобретения знаний и навыков. В  нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого  деловые и организаторские качества.

 

 

 

 

 

Особенности общения  подростка со взрослыми

В отрочестве общение с  родителями, учителями и другими  взрослыми начинает складываться под  влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями .1

Подростки начинают оказывать  сопротивление по отношению к  ранее выполняемым требованиям  со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую  в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание противодействия  проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

 

  1. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973 – С. 95

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень  важно найти формы налаживания  и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность  поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое  общение.

Большое значение в этот период имеют единые требования к  подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем  стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что  от него многого ожидают, он может  пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго»  взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений  важна аргументация требований, исходящих  от взрослого. Простое навязывание  требований, как правило, отвергается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к  маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют  неподчинение с целью изменить сложившиеся  ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым  формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных  и зависимых от них влияет множество  факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток  материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет  социальное положение ученика). В  результате между подростками и  взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью  его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может  меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка.

Информация о работе Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками