Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Общая характеристика общения и его виды..............................................4
Особенности общения подростка со взрослыми.......................................8
Особенности общения подростка со сверстниками …............................12
Заключение..................................................................................................18
Список литературы.....................................................................................19

Файлы: 1 файл

Реферат психология.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

Характерными для подросткового  возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение  значимого взрослого, достигшего определенного  успеха, причем в первую очередь  обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности  и несамостоятельности в суждениях  такой образец для подражания может оказать негативное влияние  на поведение подростка.

В ряде случаев позиции  взрослых по отношению к подростку  неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может  стать условием, искажающим его психическое  и социальное развитие.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток  в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и  контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается  лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В  этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников.

Общение подростка во многом зависит от стиля родительского  общения и воспитания, то есть, в  какой семье воспитывается подросток.

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как  от национальных традиций, так и  от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким.

Подросток живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как к ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности общения  подростка со сверстниками

Особенно интенсивное  развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже  не детских интересов побуждает  его к инициативной перестройке  взаимоотношения с окружающими  людьми. Он сам начинает предъявлять  повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.

В подростковом возрасте у  детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы.

 Отношения со сверстниками  обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Общение с товарищами приобретает  для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется  потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами.

Общение оказывается настолько  притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные  в детские годы, становятся не столь  непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем  в детстве. Свои дела, планы, тайны  он доверяет уже не родителям, а обретенному  другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких  обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.

Сходство интересов и  проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который  не находится в центре внимания сверстников.

С переходом во вторую половину подросткового возраста общение  подростков превращается в самостоятельный  вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий  важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше чем все  остальные его дела. Старшему подростку  не сидится дома , он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело.

В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными  группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти  слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы  обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге.

Многое в вербальных и  невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет  подросток, и его внутренняя позиция  по отношению к сленгу и ненормативным  жестам. Вообще чувствительность к  пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят в их отношении конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. В этой сфере начинается разделение на «своих» и «чужих».

Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное  воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед  возможным одиночеством. Самое трудное  в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток  начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым .1

 

 

1.Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002. – С.112

 

Для отрочества, большое  значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность.

Сходство в интересах  и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить  с ним являются причинами возникновения  интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка  могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для  подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать  таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у  них проходит много времени. Они  обсуждают события в жизни  их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных  «тайн».Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения.

К концу подросткового  возраста возникает интерес к  другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого  появляется повышенное внимание к своей  внешности, одежде, манере поведения. Особое значение в этой связи придается  личной привлекательности – это  имеет первостепенное значение в  глазах сверстников.

Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное  для подростков необычайное внешнее  выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и  другим доставляет, по-видимому, явное  удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V – VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.

Возникающий интерес к  другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание  и даже болезненные действия. Девочки  обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также  с интуитивным вниманием относятся  к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому  полу, либо в стеснительности при  общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства  влюбленности к представителям противоположного пола.

Наступает этап, когда интерес  к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков  и девочек возникает большая  изолированность. На этом фоне проявляется  интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек  этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков.

У старших подростков общение  между мальчиками и девочками  становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень  большое значение.

В VII – VIII классах между  мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию.

Романтические отношения  могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при  посещении театров, музеев, кино и  т.д.

Особую цену приобретают  прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной  с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения  запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Романтическое  отношение к представителю противоположного пола побуждают к мечте, фантазии, где осуществляются самые невероятные  замыслы и сбываются надежды.

Первые чувства оказывают  на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и  предмет сердечной склонности, давно  растворившийся в реальной жизни  в течение лет.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц  и перестройка взаимоотношений  со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт

В подростковом возрасте общение  со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность  делится своими тайнами. Позднее  появляется потребность в близком  друге противоположного пола, желание  нравится друг другу. Взаимная привязанность  может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

На мой взгляд, более  углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные  способы разрешения конфликтных  ситуаций. Трудности подросткового  возраста – это преимущественно  трудности полового созревания и  расставания с детством, которые  прорываются в серии внешних  конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей  понять изменения своих детей  и по возможности перейти на новый  стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1998г. – 662 с.
  2. Безруких М.М. На стороне подростка – Екатеринбург., 2010г. – 184 с.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды.

Информация о работе Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками