Особенности обучения и воспитания леворуких детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:34, реферат

Описание работы

Большая часть человечества - праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью.
Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и происхождение леворукости 4
Какой бывает леворукость 5
Особенности организации познавательной сферы 5
Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития 6
Организация обучения и воспитания, и развития леворуких детей. 7
Особенности обучения леворуких детей 9
Последствия переучивания 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 50.56 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Институт педагогики и психологии

Факультет социального управления

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Психология дошкольного возраста» на тему «Особенности обучения и воспитания леворуких детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка ФСУ ИПП

Направления «Психология и социальная педагогика»

Группа 923

Попикова Елизавета

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. 

    Большая часть человечества - праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью. 

    Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. 

     Большая часть человечества - праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью. 

    Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

Понятие и происхождение леворукости

 

Леворукий – это тот ребёнок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие – то действия левой рукой.

Леворукость веками остаётся загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% составляют леворукие.

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос. 

     В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения - более точными. 

     Еще популярнее была так называемая теория "щита и меча". Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин - праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Ранее была популярна версия, что леворукий – это тот, у кого внутриутробно возник порок развития либо при родах произошла травма, например, кровоизлияние в мозг, которое не вызывает видимых болезненных неврологических симптомов, однако приводит к тому, что ведущие функции берёт на себя здоровое полушарие. Однако чем дальше, тем меньше сторонников у данной теории, так как любые из исследований леворуких показывают, что большинство из них совершенно здоровы. Разумеется, среди них есть определённый процент людей, получивших родовую травму, и на деле они должны быть праворукими, точно так же, как есть и праворукие, которые изначально, внутриутробно сформировались как леворукие.

Большинство исследователей полагают, что закладывание лидерства одного из полушарий происходит ещё при развитии плода в организме матери. Однако имеются и другие наблюдения, свидетельствующие о том, что дети, в 4-5 месяцев демонстрирующие предпочтение левой руки (в ней малыш держит погремушку, ею тянется к чему-то интересному), в дальнейшем может стать праворуким. Это несовпадение, вполне возможно, связано с различными периодами индивидуального развития ребёнка. В пользу такого предположения говорит часто встречающееся на первом году жизни предпочтение левой руки для доставания предметов манипулирования. Постепенно оно сменяется предпочтением правой руки. Причём время, когда это происходит, зависит от формы предмета. Так левая рука доминирует при игре с кубиком до возраста 7 месяцев, с шариком – до 8 месяцев, а с колокольчиком до 1 года и 3 месяцев.

В силу вышесказанного часть учёных настаивает, что правшество ∕левшество формируется на первом году жизни, а окончательно – к 6-7 годам. 

    Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Какой бывает леворукость 

    Если ребенок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то скорее всего можно говорить о генетически закрепленной или "наследственной" леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребенка отмечалась патология, то скорее всего, у него "компенсаторная" леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а из-за, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии. 

  

  Какой бывает леворукость

 

 

    Если ребенок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то скорее всего можно говорить о генетически закрепленной или "наследственной" леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребенка отмечалась патология, то скорее всего, у него "компенсаторная" леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а из-за, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

 

Особенности организации познавательной сферы

 
могут иметь следующие проявления:

  • Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
  • Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

  • Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
  • Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;
  • Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками:

  • Письмом – в большей степени отмечаются сложности.
  • Чтением - в меньшей степени отмечаются сложности.

 

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

 

Рекомендации родителям:

При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта.

Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требование от левши безотрывного письма противопоказано.

 

Трудности  зрительно-пространственной ориентировки  
леворуких детей при письме

 

1. Отсутствие чувства границ  строки

2. Путание правой и левой сторон  буквы, её верха и низа 

3. Неумение определить начальную  точку письма

4. Недостаточность зрительно-моторной  координации - неправильная

траектория движения руки при написании буквы,

искажение формы буквы, диспропорция букв, разный

наклон письма

5. Недостатки развития мелкой  мускулатуры руки -  сниженный темп письма, писчий спазм

 

 

Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития

 

Популяpность pисуночных методов (гpафических пpоб) объясняется тем, что пpостота пpоведения обследования сочетается с шиpоким диапазоном получаемых показателей, они удобны в пpименении и не тpебуют сложного методического обеспечения. В pаботе с детьми дошкольного возpаста как в ноpме, так и с отклонениями в pазвитии pисуночные пpобы имеют pяд пpеимуществ по сpавнению с дpугими методиками. Пpежде всего надо отметить, что pисование - это естественная для pебенка деятельность, котоpая оказывает на него pастоpмаживающее действие, снимает напpяжение, возникающее пpи психодиагностическом обследовании, способствует установлению положительного эмоционального контакта с pебенком. Кpоме того, в дошкольном возpасте существенно огpаничено использование веpбальных диагностических сpедств в силу значительного pасхождения веpбального и невеpбального планов поведения (того, что говоpит pебенок, и того, как он поступает в действительности), недостаточного pазвития pечи и pефлексии (способности анализиpовать свои поступки и пеpеживания). В pяде случаев pисуночные пpобы являются единственно возможным методом исследования индивидуальных особенностей pебенка.

Информация о работе Особенности обучения и воспитания леворуких детей