Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:34, реферат
Большая часть человечества - праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью.
Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.
Введение 3
Понятие и происхождение леворукости 4
Какой бывает леворукость 5
Особенности организации познавательной сферы 5
Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития 6
Организация обучения и воспитания, и развития леворуких детей. 7
Особенности обучения леворуких детей 9
Последствия переучивания 10
Заключение 13
Список литературы 14
Эти данные и pезультаты дpугих исследователей позволяют говоpить о том, что "свободные" pисунки могут использоваться в пpактической pаботе с детьми как эффективное сpедство диагностики их умственного pазвития и готовности к учению. Здесь существует одно исключение. Дело в том, что у некотоpых детей достаточно pано начинает пpоявляться доминиpование функций левого полушаpия, это так называемые "логики". У таких детей уже в конце дошкольного возpаста логический компонент мышления пpеобладает над обpазным, поэтому пpи достаточно высоком уpовне pазвития мышления их pисунки, как пpавило, пpедставляют собой схему (III стадия pисунка). Для них важно выделить все существенные части изобpажаемого пpедмета и их взаимосвязи, отдельные детали, котоpые и пpидают pисунку "пpавдоподобность", чаще всего отсутствуют.
Изобpазительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И.Будницкая, Т.H.Головина, А.H.Лозовая, В.С.Мухина и дp.) и заpубежными учеными (М.Д.Баpтлет, П.Лайт, К.Маховеp и дp.). Эти pаботы также показывают, что pазвитие pисуночной деятельности непосpедственно связано с уpовнем умственного pазвития детей.
Изобpазительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не pазвивается без специального обучения, тогда как у ноpмальных детей она и возникает, и pазвивается спонтанно. В pазвитии pисования умственно отсталых детей отмечается отсутствие активного чеpкания, запаздывание в появлении соотнесения pисунка и пpедмета, копиpование обpазца в виде pазpозненных линий, не связанных в целостное изобpажение.
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалась, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша.
В практике есть примеры, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму. Такое состояние не поддается психолого-педагогической коррекции и требует длительного лечения. Леворукие дети, переученные на письмо правой рукой, став взрослыми, ощущают более тонкую координацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой рукой, но рисуют и подчеркивают левой. Переученный леворукий человек, насильно приспособившийся к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности. Многочисленными исследованиями показано, что центры, ответственные за устную речь, у подавляющего числа леворуких находятся в левом полушарии, как и у всего праворукого человечества. Просто дифференциация функций между полушариями у леворуких не так выражена, как у праворуких. Это приводит к целому ряду важных и интересных последствий.
Использование левой или правой руки в качестве ведущей – это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это, прежде всего отражение психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет.
Учителям и родителям не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом родителям нужно постараться развивать обе руки ребенка – при рисовании, в игре давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.
В школах педагоги младших классов упрямо переучивают леворуких школьников. Делается это, конечно, из наилучших побуждений, чтобы ребенку не выделяться и не быть мишенью для насмешек. К этому процессу подключаются и родители, иногда используя “дедовские” методы – дома во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. У многих детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражения, несдержанности, кроме того, ухудшается сон, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи ребенок кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может даже наблюдаться заикание. В школе такой ребенок отстает от ровесников в исполнении письменных заданий – пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Отсутствие успехов ведет к тому, что у леворукого школьника исчезает желание учиться, о письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение. Большинство переученных детей через полгода – год овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно сглаживается, однако все это не проходит бесследно. В письме переученные леворукие никогда не достигают того совершенства, как при письме левой рукой, делают ошибки, типичные для таких детей. Переученные дети всю жизнь дублируют те автоматизированные программы мозга, которые лежат в основе письма, – сначала эта программа воспроизводится в правом, доминирующем полушарии, впоследствии переносится на левое полушарие, которое координирует движения правой руки, то есть необходимый навык осуществляется неэкономно, с избыточными расходами.
У большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих леворуких эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а у праворуких – на левой. Поэтому, тщательное наблюдение врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может дать ответ «леворукий ребенок или нет» уже в возрасте 3-4 месяцев.
Определение ведущей руки ребенка важно для того, чтобы как можно полнее использовать его природные задатки снизить вероятность возникновения трудностей при обучении. Существует достаточно большое количество способов определения предпочтительного выбора правой или левой руки. Можно использовать ряд несложных заданий для определения того, какая рука у ребенка активнее (какой рукой он действует быстрее и точнее). Каждое из этих заданий в отдельности не даст достоверной информации, но в совокупности они помогут отличить праворукого от леворукого. Ф. Кречмер (немецкий исследователь): «Необходимо попросить ребенка проделать следующие действия: он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-«молнию», зажигает спички, вынимает пробку из ванной».
Также маленького ребенка можно попросить: отвинтить и завинтить крышки нескольких баночек разной величины, из бусин с помощью иголки собрать браслетик, собрать цепочку из скрепок, построить из кубиков высокую башню, подбросить мяч и поймать его одной рукой, вырезать по контуру фигурку из картинки, завязать бантик, расстегнуть и застегнуть пуговицы, нарисовать человечка, домик, елочку сначала одной, затем другой ручкой, причесать куклу (4). Согласно статистике на школьный класс приходится один – два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ни чуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытыватьдискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.
Методика обучения письму, ее организация рассчитана на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме.
За партой леворукий ребенок должен сидеть всегда справа, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5–2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди.
Также привычные проблемы леворукого ребенка – стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении “лево”, “право”, иногда – “выше”, “ниже”.
Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).
Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то леворуким выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.
Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького леворукого человека. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что, в конце концов, и сам не может понять, что же у него получилось!
Огромные трудности стоят перед леворуким ребенком и при определении времени по циферблату. Он не только зеркально воспринимает одну или обе стрелки, но и делает метрические ошибки – определяет время с разницей в 10-15 минут.
Леворукие бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т. п. Учителям к этому следует относиться терпимо. Ведь этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие леворукие хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, леворукие с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если праворуким детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то леворуким к этому и привыкать не надо. Также леворукие быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.
Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению леворуких детей письму.
Самый главный - педагогический вопрос
обучения леворуких детей письму.
Что всегда следует иметь в виду взрослому,
обучающему левшу?
1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.
2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.
3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности леворуких детей. Леворукие дети ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому леворукий ребенок редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего леворукие дети не ограничиваются верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивают полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.
4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.
Информация о работе Особенности обучения и воспитания леворуких детей