Особенности организации научных педагогических исследований в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

В прагматичном американском обществе наука как область фундаментальных и прикладных исследований исторически не пользовалась популярностью. Государство находилось в стороне от ее организации и финансирования. И хотя президент США А.Линкольн подписал закон о создании Национальной академии наук (1863), она стала лишь профессиональной ассоциацией ученых.
Созданные в период зарождения государства частные университеты (Гарвардский, Оксфордский, Кембриджский и др.) ориентировались на английские вузы, в которых преподавались "семь свободных искусств". Они были "башнями из слоновой кости", готовившими хорошо воспитанных джентльменов, "которые умели красиво говорить и сидеть" (Б.Франклин).

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

Популярность идей Сайзера, эффективность его модели (проверка происходит в основном в школах трущобных районов крупных городов, учащиеся которых уже через год в ходе эксперимента проявляют большой интерес к учению, на высоком уровне выполняют задания Национального института оценки образования; масштабы творческих работ школьников расширяются; атмосфера школы становится гуманной и доброжелательной) позволили на спонсорские средства создать Анненковский институт, в котором проходят переподготовку руководители учебных заведений и учителя. Работники института регулярно выезжают в школы для консультаций и коррекции эксперимента.

Обязательность экспериментальной  работы, научная строгость ее организации (разработка критериев, способов проверки происходящих изменений) обеспечивают достоверность концепций, программ, моделей и их применимость в других школах и учебных заведениях.

Вовлечение учителей и  руководителей школ в исследовательскую  работу. Согласно законам большинства  штатов учителя проходят аттестацию каждые пять лет. За этот период они  должны набрать установленное число "кредите" - часов занятий в  системе повышения квалификации. Занятия выбираются учителем в соответствии со своими интересами: в университете, на курсах, которые открывают негосударственные  исследовательские институты, курсах местных отделов образования. "Кредите" дают за участие в конференциях, публикации в журналах и т.п.

Такая гибкая и вариативная  система повышения квалификации стимулирует творческие способности  учителей. Лучшие из них получают ранг "вдохновителя" (facilitator). Они создают творческие группы, проводят дискуссии, разрабатывают программы экспериментальной работы, организуют посещение учителями семинаров в интересных для них школах, встречи с учеными. За свою работу "вдохновитель" имеет надбавку к зарплате или сокращенную учебную нагрузку.

Правительство всячески поощряет поисково-творческую деятельность школ. Ежегодно 1000 школ, достигших высоких  результатов в обучении и воспитании детей путем использования новых  методов и приемов, получают 10 млн. долл. (10 тыс. каждой школе на развитие ее инфраструктуры).

Обновление такой крупномасштабной и в высшей степени сложной  и дискретной области, какой является образование, не может происходить  только "сверху" путем издания  приказов и рекомендаций. Подлинный  эффект возможен лишь при условии  мобилизации всех творческих сил  учителей, их активного поиска и  внедрения инноваций на прочной  основе оправдавшего себя традиционного  опыта.

Принцип реформирования "снизу" требует вовлечения в процесс  обновления школы родителей и  общественности. В США это делается весьма активно и разнообразными путями. Один из них - ежегодный национальный опрос американцев об их отношении  к школе, ее проблемам и возможностям их решения. Эти опросы проводят социологический  центр Гэллапа совместно с  педагогическим обществом "Фи Дельта Каппа". Выборка респондентов весьма репрезентативна: среди них представлены люди разных возрастов (от 18 лет и старше) и уровня образования, жители больших городов и малых поселков, работники физического и интеллектуального труда, имеющие различный уровень доходов.

В 2001 г. в опросе участвовали 2000 респондентов, 65% которых не имели  детей школьного возраста, у 32% дети учились в общественных (государственных) учебных заведениях. Опросник включал много вопросов, но два из них сохраняются из года в год на протяжении более 30 лет (с 1968 г.). Респондентов просят оценить работу школы по 5-балльной системе. Сравнение оценок за много лет свидетельствует, что общественность и родители не удовлетворены работой школы (оценки 5 и 4 ставят 25% опрошенных; 3; 2; 1 - 70%). При ответе на вопрос "Каковы главные проблемы общественных школ в вашей общине?" мнения распределились следующим образом: 15% считают главным нехватку финансов; 34% - низкую дисциплину (драки, насилие, наркотики); 10% - переполненность школ и классов; 6% - трудность найти хороших учителей.

"Что нужно сделать,  чтобы улучшить американскую  школу?" - этот вопрос был обращен  к родителям и общественности; предлагались три варианта ответа: реформировать существующую систему  образования; найти альтернативную  систему обучения; ввести ваучеры.  Подавляющее большинство респондентов (72%) высказались за реформирование  существующей и против введения альтернативных путей образования (например, домашнее или компьютерное обучение). Общественность выступает резко против ваучеров (71%), рассматривая этот путь как разрушение демократической системы образования.

Интересен вопрос, касающийся оценки деятельности государственных  чиновников разных уровней в области  образования. Он сформулирован так: "Как вы помните, в начале 90-х гг. правительственные чиновники всех рангов публично утверждали, что они улучшат государственные школы к 2000 г. Какую оценку вы поставили бы им за выполнение этих обещаний?" Более половины опрошенных выставляют оценки 3, 2, 1, выражая свое недовольство действиями государственных органов и чиновников, разрывом между их словами, обещаниями и делами.

Национальные опросы, выявление  мнения родителей и общественности страны способствуют уточнению и  коррекции правительственной политики в области образования, ограничивают произвол чиновников всех рангов. Одновременно они регулируют отбор наиболее актуальных проблем, в решение которых помимо ученых включается широкая общественность.

В качестве примера тесного  союза ученых, родителей и общественности можно привести научный поиск  путей- решения одной из самых острых проблем школы - распространения наркомании и алкоголизма среди школьников. Совместными усилиями школ, родителей, фирм, предприятий, банков, просветительных и медицинских учреждений, общественных организаций, церкви, расположенных на территории общины (округа), разрабатывается обширная научно-практическая программа под руководством специалистов-исследователей. Она объединяет всех живущих, работающих, учащихся в общине под лозунгом: "Наша община и школы свободны от наркотиков и алкоголя" и стимулирует все научные, образовательные, общественные, коммерческие, церковные силы на решение острой и сложной проблемы, от которой зависит будущее страны.

Программа обширна и включает в себя занятия с учителями  и учащимися, подготовку из старшеклассников тьюторов - воспитателей, работающих с младшими детьми и объясняющих им, почему нельзя применять наркотики, как сказать "нет", когда им предлагают выпить или закурить марихуану. На спонсорские средства издаются листовки для школьников, родителей, объясняющие, что и как может сделать семья для профилактики наркомании. Учащиеся встречаются с выздоровевшими наркоманами, посещают специализированные больницы, беседуют с врачами. Психологи и социальные работники выявляют неблагополучные семьи и подростков, принимающих наркотики, ведут с ними индивидуальную работу. Такая массированная борьба силами науки, школы, семьи, коммерческих и общественных организаций с современной "чумой" дает, как правило, положительные результаты.

Вовлечение родителей  и общины в процесс реформирования школы рассматривается правительством как важнейший фактор его результативности. "Улучшает школу и воспитание не долларовая бумажка, - утверждал  президент Буш-старший, подписывая документ о стратегии развития американского образования, - успех реформы в преданности общины делам школы, ее стремлении обеспечить высокое качество образования".

Характерной чертой организации научно-педагогических исследований является особое внимание к информации и распространению результатов исследований. Эти функции выполняют многочисленные центры, публикующие результаты научных поисков, среди которых следует особо выделить ежемесячный информационный журнал "Resources in Education" ("Источники в образовании"), публикующий примерно 600 резюме каждый месяц. Издание готовится и осуществляется Национальной библиотекой по образованию и Управлением образовательных исследований и усовершенствований Министерства образования. Наряду с толстыми томами издаются краткие бюллетени о завершенных исследованиях. Заслуживает внимания работа по распространению результатов научно-педагогических исследований, которую выполняет педагогическое общество "Фи Дельта Каппа". Наряду с ежемесячным журналом, содержащим статьи теоретического и прикладного характера, оно издает 20-25 брошюр в год в серии "фаст-бэк", знакомящей практических работников с новыми теоретическими концепциями и инновационной практикой школ.

Большую роль в стимулировании научно-педагогических исследований, их координации, оценке, поощрении наиболее значимых из них играет Ассоциация исследований в образовании, которая  издает журнал и ежегодно проводит национальную конференцию, собирающую более 1000 участников.

Современное образование  переживает тяжелый кризисный период. Сложившаяся за три столетия массовая общеобразовательная школа с  ее целевой установкой, структурой, содержанием, учебным и воспитательным процессом, подготовкой учительских  кадров все больше отстает от требований быстро меняющегося техногенного общества, в котором разрыв между материальной и духовной культурой ставит мир  на грань катастрофы.

Модернизация образования - ключевое слово современности. В  последние десятилетия ученые разных стран высказали и опубликовали немало идей и концепций о сущности, принципах, основных направлениях реформирования школы. Однако современное общество с его ускоренными темпами  развития и радикальными изменениями  во всех сферах жизни не может довольствоваться только теоретическими разработками. Для их реализации важен тесный союз фундаментальных и прикладных исследований, облекающих идеи и теории в практикоориентированную форму, разрабатывающих "ноу-хау" для тех, кто трудится непосредственно в классе, аудитории.

Жизнь свидетельствует, что  пренебрежение к прикладным исследованиям  ведет к омертвлению фундаментальных и затуханию процесса обновления школы. Сильной стороной педагогической науки в США являются широкомасштабные прикладные разработки, вооружающие учителей новыми практическими приемами и способами обучения и воспитания. Однако сведение фундаментальных исследований до минимума лишает "ноу-хау" прочной основы, и на свет нередко появляются инновационные однодневки, отторгаемые школой и тормозящие процесс реформирования.


Информация о работе Особенности организации научных педагогических исследований в США