Особенности организации психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:58, лабораторная работа

Описание работы

Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.Субъекты личностной психологической коррекции:
•ребенок с отклонениями в развитии;
•его родители или лица, их замещающие;
•другие члены семьи.

Содержание работы

Введение.
1.Направления работы в методике психокоррекционного воздействия.
2.Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии в рамках психологической помощи семьям.
3.Реализация психокоррекционных целей
4.Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.
5.Методы работы.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Л.р.№ 10..docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

Лабораторная  работа № 10 на тему:

«Особенности  организации психологического сопровождения  семьи, воспитывающей ребенка с  отклонениями в развитии»

План:

Введение.

  1. Направления работы в методике психокоррекционного воздействия.
  2. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии в рамках психологической помощи семьям.
  3. Реализация психокоррекционных целей
  4. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.
  5. Методы работы.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Адекватная  интеграция семей, воспитывающих  детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального  статуса и расширение их возможностей  требуют осуществления ряда специальных  мер. Предпринимаемые меры должны  быть направлены как на оптимизацию  личностного развития членов  семьи, так и на гармонизацию  внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.

Субъекты личностной психологической коррекции:

    • ребенок с отклонениями в развитии;
    • его родители или лица, их замещающие;
    • другие члены семьи.

 

Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между:

    • матерью и ребенком с отклонениями в развитии;
    • отцом и ребенком с отклонениями в развитии;
    • матерью и отцом ребенка с отклонениями в развитии;
    • матерью и родственниками отца ребенка с отклонениями в развитии;
    • матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родственниками;
    • ребенком с отклонениями в развитии и его здоровыми братьями и сестрами.

 

      Система  коррекционной помощи конкретной  семье выстраивается на основе выявленной в процессе комплексного обследования специфики личностных и межличностных нарушений.

 

 

  1. Направления работы в методике психокоррекционного воздействия

 

В соответствии с качественно-количественными  характеристиками субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:

• коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии;

• коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.

      Последнее  направление представлено, в свою  очередь, двумя блоками: психолого-педагогической коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной и групповой).

 

  1. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии в рамках психологической помощи семьям

 

      Коррекция  эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих  и личностных проблем у детей  с отклонениями в развитии  осуществляется с учетом уровня  их интеллектуальных возможностей  и выраженности нарушений в  психической сфере (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, 2000).

       Основными целями психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям являются:

•  формирование эмоционально-теплых отношений детей к их родителям и другим близким лицам;

• развитие у детей адекватной установки на доброжелательное восприятие окружающего социального мира;

• формирование нравственных установок и адекватных поведенческих навыков.

 

      Поставленные  цели требуют решения перечисленных  ниже задач:

 

  • коррекция аффективной сферы детей, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;
  • формирование навыков регуляции эмоционального состояния;
  • формирование коммуникативных навыков социально-адаптивного взаимодействия детей с близкими и родственниками, социализация ребенка;
  • развитие творческих форм сотрудничества детей с их родителями, другими членами семьи, включая сверстников;
  • снижение психоэмоционального дискомфорта, проявляющегося в тревожности и неуверенности, различных формах страхов;
  • коррекция скрытых и явных форм негативизма и агрессивного поведения, дезадаптивных состояний;
  • формирование самоконтроля и адекватного поведения как с близкими, так и с чужими людьми;
  • повышение самооценки и критичного отношения к себе и другим;
  • преодоление внутренних конфликтов и переживаний.

 

      Коррекция  эмоционально-волевой, поведенческой,  личностной и межличностной сфер  ребенка с отклонениями в развитии  имеет несколько направлений  (Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, 2004).

       Исправление  эмоционально-личностных нарушений  и поведенческих девиаций у  детей с отклонениями в развитии  осуществляется с помощью известных  приемов арттерапии, игро- и сказкотерапии в индивидуальной и групповой формах (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, 2001).

       Оптимизация  детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений проводится под руководством психолога в процессе совместных занятий и тренинговых игр (В. В. Ткачева, 1999, 2000).

 

  1. Реализация психокоррекционных целей

 

       Формой  реализации психокоррекционных целей являются индивидуальные и групповые занятия. С детьми, имеющими выраженные и тяжелые нарушения, занятия проводятся только в индивидуальной форме. В случае необходимости занятия с такими детьми могут проводиться в присутствии учителя, воспитателя или кого-либо из близких лиц. Занятия с детьми, проводимые в присутствии родителей, используются и для формирования адекватных взаимоотношений между ребенком и родителем.

       Длительность  занятий зависит от возраста  и выраженности нарушений ребенка.  Она варьируется от 15 до 35 минут.  Частота занятий — один-два  раза в неделю. Индивидуальные  и групповые занятия имеют  следующую структуру:

       установочный  этап;

       коррекционный  этап;

       релаксационный  этап;

       завершающий  этап.

 

1. Установочный этап 

 

      На этом  этапе дети знакомятся с темой  занятия, у них формируется  положительная установка на проведение  занятия, активизируется внимание. Психолог проверяет выполнение  детьми домашнего задания, расспрашивает  об их эмоциональном состоянии.  С помощью специальных упражнений  психолог формирует у детей  эмоционально-доверительный контакт  со сверстниками (упражнения «Здравствуй,  я хороший», «Пожмем друг другу  ручки» и др.).

 

2. Коррекционный этап 

 

      Задачи  этого этапа включают преодоление  основных проблем, существующих  в эмоционально-волевой, поведенческой,  личностной и коммуникативной  сферах детей. На этом этапе решаются проблемы реконструкции эмоциональных состояний детей (тревожности, отгороженности, агрессии), формирования позитивного эмоционального настроения (как индивидуально у каждого ребенка, так и в группе), расширения сферы социального взаимодействия детей и формирования навыков адекватного межличностного сотрудничества (с родителями, другими взрослыми, сверстниками).

       Детям  предлагаются задания на формирование  дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей  в играх, специально подготовленных  для этих целей.

 

3. Релаксационный этап 

 

      На этапе  релаксации у детей формируются  навыки расслабления и саморегуляции. Проводится психомышечная тренировка. У детей и их родителей в процессе частичного использования метода холдинг-терапии формируются навыки тактильно-телесного контакта.

 

4. Завершающий этап 

 

      На этом  этапе подводятся итоги занятия.  Работа всех детей оценивается  положительно. У детей формируется  желание и интерес к продолжению  психокоррекционных занятий.

       Занятия  не проводятся с детьми, у которых  имеются какие-либо противопоказания. Противопоказаниями к проведению  психокоррекционных занятий являются тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эписиндроме, ранней детской шизофрении, глубокая степень умственной отсталости). В некоторых случаях возможна организация занятий с отдельными детьми, страдающими тяжелыми психофизическими недостатками, но только в индивидуальной форме.

       Содержание  психокоррекционной работы на каждом этапе определяется психофизическими возможностями детей, их возрастом, степенью выраженности эмоционально-личностных нарушений (К. Фопель, 1998; М. И. Чистякова, 1995).

       В качестве психокоррекционных подходов используются суггестивные, рациональные, психоаналитические, поведенческие, личностно ориентированные, семейные и другие психотехники. Широко применяется опыт как зарубежной, так и отечественной психотерапевтической школы в работе с детьми:

       методы  игровой психокоррекции;

       методы  арттерапии и музыкотерапии;

       методы  библиотерапии;

       методы  гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии;

       проективные  методы.

 

  1. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 

 

Психолого-педагогическая коррекция.

       Для  реализации коррекционных целей,  стоящих перед психологом, используется  педагогическая форма проведения  занятий. Несомненно, психолог, который  проводит индивидуальные занятия  с ребенком, должен иметь специальную  подготовку для обучения матери  коррекционным приемам. (Такая подготовка  предусматривается государственным  стандартом по подготовке специалистов  по специальности «специальная  психология».)

       Мать  ребенка с отклонениями в развитии  обучается определенному набору  специальных методических приемов,  используемых в практике коррекционной  педагогики. Обучение матери и  ребенка проводится под руководством  психолога с помощью психологических  средств. Одновременно педагогический  процесс, реализуемый по отношению  к ребенку как образовательный,  в отношении его матери трансформируется  в психокоррекционный.

       В системе  специальных коррекционных образовательных  учреждений организация подобных  индивидуальных занятий может  осуществляться в первую очередь  для тех учащихся, которые испытывают  особые трудности в обучающем  процессе и матери которых  глубоко страдают из-за их неполноценности  (дети с тяжелой сенсорной и  речевой патологией, церебральным  параличом, умственно отсталые  и аутичные дети). Одновременно  к работе с психологом могут  быть привлечены все желающие  и нуждающиеся в коррекционной  помощи родители.

 

       Организуя  занятия с ребенком и его  матерью, психолог ставит перед  собой два типа целей. С одной  стороны, осуществив психолого-педагогическое  изучение ребенка, психолог определяет  образовательные цели и образовательный  маршрут ребенка с отклонениями  в развитии. В рамках этого  направления психолог обучает  мать специальным коррекционным  и методическим приемам, необходимым  для проведения занятий с ребенком  в домашних условиях, и специальным  воспитательным приемам, требуемым  для коррекции личности аномального  ребенка.

       С другой  стороны, установив эмоциональный  контакт с матерью ребенка  с отклонениями в развитии  на индивидуальных занятиях, психолог  осуществляет коррекцию ее внутреннего  психологического состояния и  коррекцию взаимоотношений между  нею и ребенком.

       Ориентируясь  на эти цели, психолог решает  и соответствующие им задачи.

В рамках формирования адекватных способов взаимодействия матерей  с детьми психолог осуществляет:

  • коррекцию неконструктивных форм поведения матери (агрессия, необъективная оценка собственного поведения и поведения ребенка, эскапизм, примитивизация поведения и др.);
  • формирование продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами коррекционного учреждения, другими лицами);
  • обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или психофизическую недостаточность ребенка;
  • коррекцию понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенную нейтрализацию отрицания наличия проблем, когда мать ребенка из позиции защиты и позиции противопоставления себя социуму («Он у меня такой, как и все») переходит в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»);
  • постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится»);
  • постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировку матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком;
  • коррекцию взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям, проявляющимся в уважении личности ребенка и предоставляющим ребенку достаточную его возможностям самостоятельность); расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.

Информация о работе Особенности организации психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии