Лабораторная
работа № 10 на тему:
«Особенности
организации психологического сопровождения
семьи, воспитывающей ребенка с
отклонениями в развитии»
План:
Введение.
- Направления работы в методике психокоррекционного воздействия.
- Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии в рамках психологической помощи семьям.
- Реализация психокоррекционных целей
- Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.
- Методы работы.
Список используемой литературы.
Введение
Адекватная
интеграция семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии,
в социум, обеспечение их социального
статуса и расширение их возможностей
требуют осуществления ряда специальных
мер. Предпринимаемые меры должны
быть направлены как на оптимизацию
личностного развития членов
семьи, так и на гармонизацию
внутрисемейных и внесемейных межличностных
контактов.
Субъекты личностной психологической
коррекции:
- ребенок с отклонениями в развитии;
- его родители или лица, их замещающие;
- другие члены семьи.
Предметом психологической коррекции
в межличностных взаимодействиях являются
отношения между:
- матерью и ребенком с отклонениями в развитии;
- отцом и ребенком с отклонениями в развитии;
- матерью и отцом ребенка с отклонениями в развитии;
- матерью и родственниками отца ребенка с отклонениями в развитии;
- матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родственниками;
- ребенком с отклонениями в развитии и его здоровыми братьями и сестрами.
Система
коррекционной помощи конкретной
семье выстраивается на основе
выявленной в процессе комплексного обследования
специфики личностных и межличностных
нарушений.
- Направления работы в методике психокоррекционного воздействия
В соответствии с качественно-количественными
характеристиками субъектов психокоррекционного
воздействия в методике выделяются следующие
направления работы:
• коррекция эмоционально-личностных
и поведенческих нарушений у детей с отклонениями
в развитии;
• коррекция нарушений в личностной
и межличностной сферах родителей.
Последнее
направление представлено, в свою
очередь, двумя блоками: психолого-педагогической
коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной
и групповой).
- Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии в рамках психологической помощи семьям
Коррекция
эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих
и личностных проблем у детей
с отклонениями в развитии
осуществляется с учетом уровня
их интеллектуальных возможностей
и выраженности нарушений в
психической сфере (Е. К. Лютова,
Г. Б. Монина, 2000).
Основными целями психокоррекционной
работы с детьми, имеющими отклонения
в развитии, в рамках психологической
помощи семьям являются:
• формирование эмоционально-теплых
отношений детей к их родителям и другим
близким лицам;
• развитие у детей адекватной
установки на доброжелательное восприятие
окружающего социального мира;
• формирование нравственных
установок и адекватных поведенческих
навыков.
Поставленные
цели требуют решения перечисленных
ниже задач:
- коррекция аффективной сферы детей, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;
- формирование навыков регуляции эмоционального состояния;
- формирование коммуникативных навыков социально-адаптивного взаимодействия детей с близкими и родственниками, социализация ребенка;
- развитие творческих форм сотрудничества детей с их родителями, другими членами семьи, включая сверстников;
- снижение психоэмоционального дискомфорта, проявляющегося в тревожности и неуверенности, различных формах страхов;
- коррекция скрытых и явных форм негативизма и агрессивного поведения, дезадаптивных состояний;
- формирование самоконтроля и адекватного поведения как с близкими, так и с чужими людьми;
- повышение самооценки и критичного отношения к себе и другим;
- преодоление внутренних конфликтов и переживаний.
Коррекция
эмоционально-волевой, поведенческой,
личностной и межличностной сфер
ребенка с отклонениями в развитии
имеет несколько направлений
(Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, 2004).
Исправление
эмоционально-личностных нарушений
и поведенческих девиаций у
детей с отклонениями в развитии
осуществляется с помощью известных
приемов арттерапии, игро- и сказкотерапии
в индивидуальной и групповой формах (Е.
А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова,
Т. А. Добровольская, 2001).
Оптимизация
детско-родительских и родительско-детских
взаимоотношений проводится под руководством
психолога в процессе совместных занятий
и тренинговых игр (В. В. Ткачева, 1999, 2000).
- Реализация психокоррекционных целей
Формой
реализации психокоррекционных целей
являются индивидуальные и групповые
занятия. С детьми, имеющими выраженные
и тяжелые нарушения, занятия проводятся
только в индивидуальной форме. В случае
необходимости занятия с такими детьми
могут проводиться в присутствии учителя,
воспитателя или кого-либо из близких
лиц. Занятия с детьми, проводимые в присутствии
родителей, используются и для формирования
адекватных взаимоотношений между ребенком
и родителем.
Длительность
занятий зависит от возраста
и выраженности нарушений ребенка.
Она варьируется от 15 до 35 минут.
Частота занятий — один-два
раза в неделю. Индивидуальные
и групповые занятия имеют
следующую структуру:
установочный
этап;
коррекционный
этап;
релаксационный
этап;
завершающий
этап.
1. Установочный этап
На этом
этапе дети знакомятся с темой
занятия, у них формируется
положительная установка на проведение
занятия, активизируется внимание.
Психолог проверяет выполнение
детьми домашнего задания, расспрашивает
об их эмоциональном состоянии.
С помощью специальных упражнений
психолог формирует у детей
эмоционально-доверительный контакт
со сверстниками (упражнения «Здравствуй,
я хороший», «Пожмем друг другу
ручки» и др.).
2. Коррекционный этап
Задачи
этого этапа включают преодоление
основных проблем, существующих
в эмоционально-волевой, поведенческой,
личностной и коммуникативной
сферах детей. На этом этапе решаются проблемы
реконструкции эмоциональных состояний
детей (тревожности, отгороженности, агрессии),
формирования позитивного эмоционального
настроения (как индивидуально у каждого
ребенка, так и в группе), расширения сферы
социального взаимодействия детей и формирования
навыков адекватного межличностного сотрудничества
(с родителями, другими взрослыми, сверстниками).
Детям
предлагаются задания на формирование
дружеских контактов в группе,
умение взаимодействовать в игре,
участие в исполнении ролей
в играх, специально подготовленных
для этих целей.
3. Релаксационный этап
На этапе
релаксации у детей формируются
навыки расслабления и саморегуляции.
Проводится психомышечная тренировка.
У детей и их родителей в процессе частичного
использования метода холдинг-терапии
формируются навыки тактильно-телесного
контакта.
4. Завершающий этап
На этом
этапе подводятся итоги занятия.
Работа всех детей оценивается
положительно. У детей формируется
желание и интерес к продолжению
психокоррекционных занятий.
Занятия
не проводятся с детьми, у которых
имеются какие-либо противопоказания.
Противопоказаниями к проведению
психокоррекционных занятий являются
тяжелые прогредиентные психические заболевания
(острое течение заболевания при эписиндроме,
ранней детской шизофрении, глубокая степень
умственной отсталости). В некоторых случаях
возможна организация занятий с отдельными
детьми, страдающими тяжелыми психофизическими
недостатками, но только в индивидуальной
форме.
Содержание
психокоррекционной работы на каждом
этапе определяется психофизическими
возможностями детей, их возрастом, степенью
выраженности эмоционально-личностных
нарушений (К. Фопель, 1998; М. И. Чистякова,
1995).
В качестве психокоррекционных
подходов используются суггестивные,
рациональные, психоаналитические, поведенческие,
личностно ориентированные, семейные
и другие психотехники. Широко применяется
опыт как зарубежной, так и отечественной
психотерапевтической школы в работе
с детьми:
методы
игровой психокоррекции;
методы
арттерапии и музыкотерапии;
методы
библиотерапии;
методы
гештальттерапии и телесно-ориентированной
терапии;
проективные
методы.
- Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей
Психолого-педагогическая
коррекция.
Для
реализации коррекционных целей,
стоящих перед психологом, используется
педагогическая форма проведения
занятий. Несомненно, психолог, который
проводит индивидуальные занятия
с ребенком, должен иметь специальную
подготовку для обучения матери
коррекционным приемам. (Такая подготовка
предусматривается государственным
стандартом по подготовке специалистов
по специальности «специальная
психология».)
Мать
ребенка с отклонениями в развитии
обучается определенному набору
специальных методических приемов,
используемых в практике коррекционной
педагогики. Обучение матери и
ребенка проводится под руководством
психолога с помощью психологических
средств. Одновременно педагогический
процесс, реализуемый по отношению
к ребенку как образовательный,
в отношении его матери трансформируется
в психокоррекционный.
В системе
специальных коррекционных образовательных
учреждений организация подобных
индивидуальных занятий может
осуществляться в первую очередь
для тех учащихся, которые испытывают
особые трудности в обучающем
процессе и матери которых
глубоко страдают из-за их неполноценности
(дети с тяжелой сенсорной и
речевой патологией, церебральным
параличом, умственно отсталые
и аутичные дети). Одновременно
к работе с психологом могут
быть привлечены все желающие
и нуждающиеся в коррекционной
помощи родители.
Организуя
занятия с ребенком и его
матерью, психолог ставит перед
собой два типа целей. С одной
стороны, осуществив психолого-педагогическое
изучение ребенка, психолог определяет
образовательные цели и образовательный
маршрут ребенка с отклонениями
в развитии. В рамках этого
направления психолог обучает
мать специальным коррекционным
и методическим приемам, необходимым
для проведения занятий с ребенком
в домашних условиях, и специальным
воспитательным приемам, требуемым
для коррекции личности аномального
ребенка.
С другой
стороны, установив эмоциональный
контакт с матерью ребенка
с отклонениями в развитии
на индивидуальных занятиях, психолог
осуществляет коррекцию ее внутреннего
психологического состояния и
коррекцию взаимоотношений между
нею и ребенком.
Ориентируясь
на эти цели, психолог решает
и соответствующие им задачи.
В рамках формирования
адекватных способов взаимодействия матерей
с детьми психолог осуществляет:
- коррекцию неконструктивных форм поведения матери (агрессия, необъективная оценка собственного поведения и поведения ребенка, эскапизм, примитивизация поведения и др.);
- формирование продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами коррекционного учреждения, другими лицами);
- обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или психофизическую недостаточность ребенка;
- коррекцию понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенную нейтрализацию отрицания наличия проблем, когда мать ребенка из позиции защиты и позиции противопоставления себя социуму («Он у меня такой, как и все») переходит в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»);
- постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится»);
- постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировку матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком;
- коррекцию взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям, проявляющимся в уважении личности ребенка и предоставляющим ребенку достаточную его возможностям самостоятельность); расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.