Особенности организации психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:58, лабораторная работа

Описание работы

Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.Субъекты личностной психологической коррекции:
•ребенок с отклонениями в развитии;
•его родители или лица, их замещающие;
•другие члены семьи.

Содержание работы

Введение.
1.Направления работы в методике психокоррекционного воздействия.
2.Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии в рамках психологической помощи семьям.
3.Реализация психокоррекционных целей
4.Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.
5.Методы работы.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Л.р.№ 10..docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

      В рамках переструктурирования иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка психолог:

•осуществляет коррекцию  внутреннего психологического состояния  матери (состояние неуспеха, связанное  с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание  возможностей ребенка, в радость  от «маленьких успехов» ребенка);

•формирует у матери установку  на ценность существования ребенка  независимо от его психофизических  недостатков и ценность духовного  общения с ним (ценно то, что  он любит мать, а мать любит его);

•оказывает помощь личностному  росту матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его  обучения и воспитания;

•содействует трансформации  установки матери из позиции переживания  за своего ребенка по поводу его  недуга в позицию творческого  поиска реализации возможностей ребенка;

•способствует повышению  личностной самооценки матери на основе результатов ее титанического труда, наблюдаемых в успехах ребенка;

•трансформирует образовательно-воспитательный процесс, реализуемый матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней;

•руководит деятельностью  матери, помогает ей самой, оптимизируя  ее самосознание и излечивая от негативного  воздействия психотравмирующей  ситуации.

 

  1. Методы работы

 

  • Демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения и гармоничной личности;
    • конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;
    • самостоятельное проведение матерью отдельных занятий или части занятия под контролем психолога;
    • выполнение матерью домашних заданий со своим ребенком;

 изготовление ею наглядных  пособий для проведения занятий  с ребенком; чтение матерью специальной  литературы, рекомендованной психологом.

 

          Корригируя взаимоотношения между  матерью и ребенком, психолог  использует следующие психокоррекционные техники и методы: холдинг-терапию, арттерапию, вокалотерапию, музыкотерапию, хореотерапию, эстетотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, туротерапию, трудотерапию и терапию любовью.

       Холдинг-терапия, сказко-, библио- и музыкотерапия могут использоваться одновременно, когда мать привлекает ребенка к себе на колени или сажает, прижав к себе, рядом (телесный контакт обязателен). Мать рассказывает или читает ребенку сказку, поет с ним песенку. Важно, чтобы в этот момент у ребенка и его матери рождались добрые чувства, потребность друг в друге.

       Вокалотерапия (совместное пение) обладает колоссальным коррекционным эффектом. Вокалотерапия показана при нарушениях темпоритмической структуры речи, звукопроизношения, заикании у детей. В процессе совместного пения (вокалотерапии) устанавливаются доверительные отношения между ребенком и его матерью.

       Хореотерапия (совместный танец) не только формирует у ребенка правильные движения под музыку, но и с помощью активизации двигательной сферы снимает агрессивные или депрессивные состояния. Хореотерапия дает возможность устанавливать невербальный контакт между ребенком и его матерью, чувствовать удовлетворение от совместного осуществления танцевальных движений.

       Эстетотерапия реализуется в процессе знакомства ребенка с миром прекрасного, наследием человеческой культуры. Посещение музеев, театров, художественных и других выставок позволяет не только сформировать у ребенка определенные представления в этой области, но и развить чувство прекрасного, сформировать потребность в познании этой области человеческой культуры. Одновременно у ребенка формируется адекватный поведенческий навык, модели взаимодействия в соответствующих ситуациях в социуме.

       Арттерапия в виде совместного рисования, лепки, вышивания, бисеро- и кружевоплетения, шитья направлена на установление адекватного взаимодействия между матерью и ребенком в процессе совместного творчества.

       Туротерапия — это терапия с помощью экскурсий, походов, поездок к морю, в санаторий, на базу отдыха и др. У детей в процессе этого вида коррекционной работы формируется двигательная активность и умелость, развивается чувство общности с другими людьми, формируются новые контакты и связи, расширяются знания об окружающем мире.

       Трудотерапия позволяет сформировать у ребенка потребность к выполнению посильных его возможностям заданий дома (уборка помещения, приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и др.). Мальчики в рамках трудотерапии с помощью отцов могут овладеть элементарными навыками столярного и слесарного дела, а девочки под руководством матерей — навыками ведения домашнего хозяйства.

       Терапия любовью — это терапия, которая позволяет родителям с помощью самого высокого чувства, которым наградила человека природа, — любви к ребенку — преодолевать его проблемы.

 


Информация о работе Особенности организации психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии