Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:20, доклад
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса с учащимися с задержкой психического развития
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.
В нашей школе проводится
обучение по общеобразовательной программе.
К учащимся необходим специальный подход
и совместная работа сразу нескольких
специалистов: логопеда, психолога, невропатолога,
психиатра и других. Нам часто приходится
встречаться с наиболее сложной и специфичной
формой ЗПР – задержкой психического
развития церебрально-органического генеза.
Этиология этой формы ЗПР связана с органическим
поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Наиболее частыми причинами этого поражения
являются: патология беременности и родов,
интоксикации, инфекции, травмы ЦНС (гидроцефалии,
нарушений черепно-мозговой иннервации,
выраженной вегетососудистой дистанией).
ЗПР церебрально-органического генеза
подразделяют на две группы: первая группа
– с преобладанием органического инфантилизма;
вторая – с преобладанием нарушений познавательной
деятельности. (Классификация ЗПР К. С. Лебединской).
Органический инфантилизм проявляется,
прежде всего, в эмоционально-волевой
незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости,
слабости воображения, преобладании игровых
интересов над учебными. У одних детей
преобладает импульсивность, психомоторная
расторможенность, неспособность к волевым
усилиям. У других детей выявляется робость,
боязливость, склонность к страхам, пассивность,
заторможенность. Нарушения познавательной
деятельности у детей с минимальной мозговой
дисфункцией носят мозаичный характер.
Парциальное нарушение корковых функций
вызывает вторичное недоразвитие наиболее
сложных, поздно формирующихся функциональных
систем. У учащихся с ЗПР отмечается значительное
замедление темпа психического развития
и его качественное своеобразие по сравнению
с нормой. Имеются отклонения в процессах
переработки сенсорной информации. Они
замечают значительно меньше зрительно
воспринимаемых объектов, чем их нормально
развивающиеся сверстники.
Недостаточность зрительного восприятия
приводит к бедности и не дифференцированности
зрительных представлений, что ограничивает
возможности наглядно-образного мышления.
Эти особенности зрительного восприятия
не могут оказать отрицательного влияния
на овладение зрительными образами букв
и цифр, что обуславливает большие трудности
при обучении грамоте. В структуре дефекта
познавательной деятельности большое
место занимают нарушения памяти, причем
нарушенной оказывается как непроизвольная,
так и произвольная ее сторона. Снижение
произвольной памяти представляет одну
из значимых причин неуспеваемости этих
детей. Школьники с ЗПР с большим трудом
запоминают условия задачи, быстро забывают
прочитанное.
Большая
часть учащихся нашей школы характеризуются
определенными особенностями интеллектуальной
деятельности: сниженной познавательной
активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности
при выполнении заданий, неумением контролировать
свои действия. У них часто отсутствует
этап ориентировки в задании. Так, учащиеся
не анализируют инструкцию, не планируют
свои действия в соответствии с заданием.
При выполнении мыслительных задач они
часто отвлекаются, обращают внимание
на несущественные детали, упускают существенное,
не могут адекватно оценить ситуацию.
Процесс мышления характеризуется импульсивностью,
хаотичностью, застреванием, бессмысленными
повторениями, замедленностью. Процессу
мышления свойственна повышенная чувствительность
к незначительным раздражителям, слабая
интеграция отдельны процессов.
Важным условием нормального функционирования
психической деятельности является внимание.
У учащихся с ЗПР наблюдается следующие
нарушения внимания: нарушение концентрации
внимания как следствие утомления; неадекватное
колебание внимания, что является отражением
незрелости нервной системы; чрезвычайно
ограниченный объем внимания. В каждый
данный момент дети воспринимают ограниченное
количество информации, могут воспринимать
не ситуацию в целом, а лишь отдельные
ее элементы. В связи с этим, осуществление
деятельности замедляется; - «генерализация
и неселективное» внимание, что проявляется
в неумении сосредоточится на несущественных
признаках. Ребенок не может этого сделать
из-за трудностей дифференцировать раздражители
по степени важности, у него наблюдается
зависимость внимания от внешних воздействий;
- «прилипание» (персеверация) внимания,
выражающаяся в сниженной способности
переключать внимание с одного вида деятельности
на другой.
Описанные нарушения внимания отрицательно
влияют на протекание всех познавательных
процессов, снижают эффективность овладения
знаниями, умениями и навыками, в том числе
и речевыми. Особенно часто у учащихся
наблюдаются нарушения моторики. Необходимо
выделить следующие признаки ее недоразвития:
неловкость движений; нарушение координации
движений; гиперактивность; - синкинезии;
повышенный мышечный тонус. Указанные
особенности психического и моторного
развития детей с ЗПР не могут, не отразится
на формировании такой сложной функции,
какой является речевая функция, а следовательно,
здесь большой простор для работы всех
специалистов, занятых с данной категорией
детей.
Так же в нашей школе
Существует три степени
Дебильность (умственная отсталость легкой степени)
(от лат. debilis — немощный, слабый) это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего им трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания. Конечно, все это затрудняет приспособление в социальной среде, тормозит рост личности, прежде всего творческое начало, умение предвидеть ход событий, принимать оперативные прогностические решения. В зависимости от степени самой дебильности (легкая, средняя, тяжелая) неспособность к выработке понятий, оценке ситуации и к ее прогнозированию выражена то более очевидно и резко, то лишь намечена. Все же нарушение абстрактного мышления у дебилов является постоянным симптомом. В силу того, что механическая память при этом не страдает, дебилы могут учиться в школе, хотя усвоение материала затруднено, требует длительного времени. Естественно, что наиболее трудными для усвоения предметами являются математика, физика. Поскольку собственный творческий потенциал у дебилов отсутствует, они стараются перенимать то, что слышат от других, — их взгляды, выражения, используют известные им шаблоны в речи, с достаточной косностью придерживаются одной какой-то позиции. У некоторых из них можно отметить даже склонность поучать окружающих, рассуждать о том, чего они сами точно не понимают («салонные дебилы»). Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов при легкой степени дебильности эти лица могут хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживают хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость. Э. Крепелин говорил, что «их умение больше, чем знание». При достаточно очевидной задержке психического развития дебилов, у некоторых из них могут быть даже признаки частичной одаренности (абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, запоминать механически обширную информацию и др.).
Наряду с нарушением
абстрактного мышления облигатным симптомом
у дебилов служит внушаемость, доверчивость,
они легко попадают под чужое влияние.
Последнее свойство таит в себе опасность
того, что они могут стать орудием в руках
других людей, морально и нравственно
нечистоплотных, злоумышленников. Примитивные
влечения часто получают у них характер
расторможенности (обнаженная сексуальность,
влечение к поджогам и т.д.).
Основные личностные свойства дебилов,
так же как и имбецилов, могут определять
их характер или как добродушно-ласковый,
приветливый, или, напротив, как агрессивный
с упрямством, злобностью, недоверчивостью.
Моторика может быть также различной,
у одних поведение становится возбудимым,
для других характерна вялость, малоподвижность.
Имбецильность
(от лат. imbecillus —
слабый, незначительный) — средняя степень
выраженности задержки (ретардации) психического
развития, при которой больные могут образовывать
представления, но формирование понятия
для них невозможно. Способность к абстрактному
мышлению утрачена, так же как и к обобщению,
но имбецилы могут приобретать навыки
самообслуживания (сами одеваются, едят,
следят за собой). Они приучаются и к простому
труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки
(могут помогать в уборке помещения, изготовлять
бумажные пакеты).
Запас слов у них ограничен, они могут
понимать только простую речь. Речь самих
имбецилов косноязычна, это стандартные
фразы, состоящие, как правило, из подлежащего
и сказуемого, иногда с включением прилагательных.
Адаптация имбецилов возможна
лишь в стандартной, хорошо знакомой обстановке.
Их интересы примитивны. Они очень внушаемы.
Имбецилы нередко прожорливы и неряшливы
в еде. По поведению выделяют подвижных,
активных, непоседливых (эректильных)
и вяло-апатичных, равнодушных ко всему,
кроме удовлетворения естественных потребностей
(торпидных).
Так же, как и дебилы, имбецилы могут иметь
или добродушный, или агрессивный характер.
Самостоятельная жизнь для них затруднена,
они нуждаются в постоянном квалифицированном
надзоре. Это осуществляется во вспомогательных
школах, в лечебно-трудовых мастерских
или в специальных интернатах.
Идиотия
(от греч. idioteia —
невежество) — по степени умственной отсталости
это наиболее тяжелая степень задержки
психического развития. Познавательная
деятельность у глубоких идиотов полностью
отсутствует. Они не реагируют на окружающее,
даже громкий звук и яркий свет не привлекают
их внимания, идиоты не узнают даже свою
мать, но различают горячее и холодное.
Больные идиотией не приобретают никаких
навыков самообслуживания, не могут одеться,
не могут пользоваться ложкой и вилкой,
их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать.
У большинства идиотов имеется понижение
всех видов чувствительности.
Крайне примитивны эмоциональные
реакции идиотов, они не умеют плакать,
смеяться, радоваться, чаще проявляют
злобность, гневливость.
Двигательные реакции этих больных бедны,
невыразительны, примитивны, часто их
движения хаотичны, несогласованны, отмечается
монотонное однообразное раскачивание
всем телом, переминание с ноги на ногу,
они часто издают звуки, подобные рычанию,
речь полностью отсутствует.
При легкой степени идиотии могут быть
замечены элементарные навыки самообслуживания,
они способны привязываться к окружающим,
ухаживающим за ними.
Г.Е. Сухарева (1965) к числу
основных диагностических критериев олигофрении
относит своеобразную психопатологическую
структуру слабоумия с преобладанием
слабости абстрактного мышления при менее
выраженных нарушениях предпосылок интеллекта
и относительно менее грубом недоразвитии
эмоциональной сферы, а также непрогредиентный
характер интеллектуального дефекта,
замедление темпа психического развития
при необратимом характере расстройства.
Динамика олигофрений определяется наличием
эволюционных изменений (эволютивная
динамика) и декомпенсаций, причиной которых
служат дополнительные
Эволютивная динамика при олигофрении
оценивается как положительная. По мере
взросления пациенты постепенно накапливают
несколько больший запас навыков, умений,
каких-то элементарных знаний, что с возрастом
может несколько улучшить адаптацию (например,
при не резко выраженной дебильности)
с некоторым сглаживанием психической
дефицитарности в отдельных случаях.
Отрицательная динамика
выражается в декомпенсации, наиболее
тяжелой формой ее бывают психозы, возникающие,
правда, довольно редко. Симптоматика
при этом крайне разнообразна, она может
напоминать проявления шизофрении с бредовыми,
кататоническими симптомами, или характеризуется
аффективными расстройствами. Клиническая
картина психозов характеризуется рудиментарностью,
фрагментарностью продуктивной симптоматики.
Вероятность возникновения психозов возрастает
в период пубертатного криза вследствие
гормональной перестройки. Появлению
психоза часто предшествуют мучительные
головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость,
истощаемость, раздражительность. Психотические
эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны
(одна-две недели). С течением времени их
продолжительность, как
При всех вариантах
олигофрении постоянно определяются различные
физические и неврологические стигмы
заболевания.
Частыми симптомами являются различные
пороки развития черепа — микроцефалия
(уменьшенная в размерах голова), макроцефалия,
в особенности гидроцефалия (мозговая
часть черепа резко преобладает над лицевой).
Наблюдаются также скафоцефалия (ладьевидный
череп), долихоцефалия (удлинение черепа
в переднезаднем отделе), брахицефалия
(укорочение размеров черепа), ягодичный
череп, тригоноцефалия (треугольный череп).
Таковы же и отклонения от правильного
строения лица. Например, часто наблюдается
прогнатизм (заметное выстояние вперед
нижней челюсти), сморщенные ушные раковины
оттопыренные ушные раковины. «Дегенеративное»
ухо часто называют также «морелевским
ухом» (Б. Морель, 1857).
Аномалии глаз выражаются в виде
резкой асимметрии глазниц, слишком далеком
или слишком близком положении глазниц,
иногда наблюдается эпикантус (кожная
складка с внутренней стороны глазницы),
неправильности формы зрачка, дефекты
радужной оболочки, неодинаковая окраска
обоих глаз.
Такие аномалии развития,
как расщепление мягкого и твердого нёба
(волчья пасть), заячья губа, являются довольно
частыми соматическими дефектами, так
же как и аномалии зубов (микродонтия,
макродонтия).
Неврологические стигмы олигофрении различны
— нарушения ликвородинамики, парезы
и параличи черепных нервов (птоз, нистагм,
косоглазие, поражение слуха и зрения),
судорожные явления, нарушения чувствительности,
патологические рефлексы, арефлексия.
При исследовании мозга олигофренов обнаруживают
несоразмерности в развитии различных
его отделов, иногда отсутствие извилин
(агирия) или их укорочение, отсутствие
мозолистого тела, изменения со стороны
глии, извращение архитектоники коры.