Особенности памяти студентов различных специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель- сравнительная характеристика видов, механизмов процессов памяти у студентов различных специальностей.
Задачи:
1. Раскрыть психологическую природу памяти.
2. Осуществить теоретический анализ литературы по проблемам памяти и раскрыть ее сущность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПАМЯТИ
1.1 Общие представления о памяти…………………………….5
1.2 Теоретическое освещение проблем памяти в литературе…6
1.3 Психологическая сущность памяти ………………………..11
1.4 Виды памяти ………………………………………………….14
1.5 Вывод………………………………………………………….19
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У СТУ-ДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования………………………….20
2.2 Статистический анализ…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1.Психологическая природа памятИ

    1. Общие представления о памяти…………………………….5
    2. Теоретическое освещение проблем памяти в литературе…6
    3. Психологическая сущность памяти ………………………..11
    4. Виды памяти ………………………………………………….14
    5. Вывод………………………………………………………….19

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

2.1 Организация и методы исследования………………………….20

2.2 Статистический анализ…………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………27

Литература……………………………………………………………28

 

Введение

Наш психический  мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания, все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти определенный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляются вновь и становятся предметом сознания. Поэтому роль памяти в нашей жизни сложно переоценить.

 Память- это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Например, студентам в процессе обучения, даже для того  чтобы произнести или написать какое-либо слово мы обращаемся к памяти, воспроизводя заученные когда-то фонемы и письменные знаки. Люди, лишившиеся памяти становятся беспомощными и, часто потерянными для общества людьми. Исследованием памяти занимались многие зарубежные и отечественные психологи( Г.   Э.   Мюллер,  Э. Торндайк, В.  Вундт,  Э.  Б.  Титченер,  Л. С. Выготский,  Л. Л. Смирнова  ,  П.  И.  Зинченко, Б.В. Зейгарник и д.р.) считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти остается загадочным и непонятным. Так, к примеру у студентов –художников эмоциональная и образная память  развиты намного лучше , чем словесно-логическая у студентов –психологов. Ведь будущим специалистам в области психологии необходимо уметь воспроизводить свой прошлый эмоциональный опыт для работы с клиентом и самоанализа. Я считаю, что изучение проблем памяти всегда будет актуальным и интересным.

Объект  исследования- виды, механизмы и процессы памяти студентов различных специальностей.

Предмет исследования- студенты различных специальностей.

Цель- сравнительная  характеристика видов, механизмов процессов  памяти у студентов различных специальностей.

Задачи:

  1. Раскрыть психологическую природу памяти.
  2. Осуществить теоретический анализ литературы по проблемам памяти и раскрыть ее сущность.
  3. Выявить и охарактеризовать основные виды памяти в.

    4.Эмпирическим путем определить и доказать виды и процессы памяти.

Гипотеза:

Я предполагаю, что у студентов факультета психологии будут доминировать словесно- логический и   долговременный виды памяти, а у студентов  факультета художники образный вид памяти.

 

Глава 1.Психологическая природа памяти.

1.1Общее представление о памяти.

Все  наши впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  в нашем сознании определенный след,  они сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –воспроизводятся. Эти процессы  можно называть памятью. «Без памяти, -писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом[ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:— М., 1989. — С. 302.] Память лежит в основе способностей человека, является условием научения,приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти,её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

В современной психологической  науке существует большое количество определений памяти, память можно определить как процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможность его повторного использования в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.[10,c 302 ] Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. [ 6,с 220].

Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно – рефлектрного, перативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разног рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические способности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная.Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный им материал. Это люди с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда – то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

1.2 Теоретическое освещение проблем памяти в литературе

Исследованиями памяти в  настоящее врем заняты представители  разных наук:психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти.Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Они возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. Память в русле этой теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе КП и ДП. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами»[3,c 190].

 Воспроизведение  одних их них влечёт за собой  воспроизводство и других, что  обуславливается реальными объективными  связями предметов и явлений.  Под их воздействием возникают  временные связи в коре головного  мозга, служащие физиологической  основой запоминания и воспроизведения.  В психологической науке такие  связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются  отражением пространственно-временных  отражений предметов и явлений  (т.н., ассоциации по смежности), другие  отражают их сходство (ассоциации  по сходству), третьи отражают  противоположность (ассоциации по  контрасту), четвёртые - причинно-следственные  отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование  принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой ни что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Немецкий ученый Г. Эббингауз[ 8, 584с.] был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел  закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

Благодаря этой теории были открыты и описаны  многие закономерности функционирования и механизмы памяти. Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

 В  конце XIXв. на смену ассоциативной  теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал. Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа. Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.

Заслугой  З.Фрейда и его последователей можно  считать выяснение роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер)[ 9, 816 с.].

На первый план при запоминании и воспроизведении  выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое  запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

С началом  развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования начались поиски оптимальных путей  принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг - это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

В советской  психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.

Информация о работе Особенности памяти студентов различных специальностей