Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель- сравнительная характеристика видов, механизмов процессов памяти у студентов различных специальностей.
Задачи:
1. Раскрыть психологическую природу памяти.
2. Осуществить теоретический анализ литературы по проблемам памяти и раскрыть ее сущность.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПАМЯТИ
1.1 Общие представления о памяти…………………………….5
1.2 Теоретическое освещение проблем памяти в литературе…6
1.3 Психологическая сущность памяти ………………………..11
1.4 Виды памяти ………………………………………………….14
1.5 Вывод………………………………………………………….19
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У СТУ-ДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования………………………….20
2.2 Статистический анализ…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………28
Для
более эффективного усвоения
материала студенту необходимо
этот материал заучить, для
более точного его
Из указанных
способов наиболее целесообразным является
комбинированный (исследования М.Н.Шардакова).
Он обеспечивает равномерное запоминание
всех частей материала, требует глубокого
осмысления, умения выделить главное.
Такая деятельность осуществляется
при большей сосредоточенности
внимания, отсюда и большая ее продуктивность.
В опытах М.Н.Шардакова учащимся,
которые заучивали
Продуктивность
запоминания зависит и от характера
материала. Наглядно-образный материал
запоминается лучше словесного: логически
связанный текст
Одним из
условий успешного запоминания
является также систематизация материала.
Приведенный в систему, он легче
запоминается и дольше хранится в
памяти. Исследования А.А.Смирнова и
Л.В.Занкова выявили
Таким образом мы выявили и охарактеризовали основные виды памяти в студенческом возрасте, рассмотрели некоторые способы заучивания, способствующие лучшему усвоению материала.
1.5 Вывод
В данной работе мы осуществили теоретический анализ литературы по проблемам памяти. Попытались раскрыть психологическую сущность памяти. Таким образом мы выявили и охарактеризовали основные виды памяти в студенческом возрасте, рассмотрели некоторые способы заучивания, способствующие лучшему усвоению материала.
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
2.1 Организация и методы исследования
Для исследования
памяти студентов различных
Методика Заучивания 10 слов предназначена для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Испытуемому необходимо запомнить и воспроизвести 10 слов после 5 повторений , экспериментатор же должен сделать замер по прошествии часа, для уточнения сколько слов запомнил испытуемый. В норме человек должен запомнить 7 слов, максимально 10.
Для удобства анализа, я усредняю количество запомненных слов по каждому участнику первой группы и свожу их в диаграмму. (Рис.1) Значения в диаграмме отражают количество заученных слов участниками группы в процентном соотношении.
Рисунок 1-Диаграмма заученных слов для первой группы.
Для сравнения результатов двух групп ,обобщим количество заученных слов и вынесем в диаграмму ,так же как у первой группы.(Рис.2)
Рисунок 2- Диаграмма заученных слов для второй группы.
Исходя
из результатов методики « Заучивания
10 слов»,целесообразно сделать
Тест "Пиктограмма" предназначен исследования памяти ,ее видов и принципов. В ходе работы, испытуемому предлагается список фраз, которые он должен зарисовать и через некоторое количество времени(1 час),попытается вспомнить эти фразы при помощи своего рисунка. Для интерпретации исследования мною были выделены три критерия оценки: ообразность, адекватность ассоциаций и запоминания .Мною были получены следующие данные представленные в Таб.1 для первой группы и для второй Таб.2.
Таблица 1-результаты первой группы по тесту «Пиктограмма»
Имя |
Образность |
Адекватность |
Запомнили слов |
Сева |
7 |
9 |
10 |
Люба |
8 |
8 |
9 |
Маша |
7 |
9 |
10 |
Лена |
7 |
9 |
10 |
Юля |
8 |
9 |
10 |
Роберт |
7 |
9 |
9 |
Настя |
7 |
8 |
10 |
Егор |
8 |
8 |
10 |
Маша |
7 |
10 |
10 |
Кристина |
7 |
10 |
10 |
Катя |
7 |
9 |
8 |
Ср.знач |
7,27 |
8,91 |
9,64 |
Таблица 2- результаты второй группы по тесту «Пиктограмма».
Имя |
Образность |
Адекватность |
Запомнили слов |
Марина |
7 |
8 |
10 |
Наталья |
9 |
7 |
9 |
Галя |
7 |
8 |
10 |
Рита |
9 |
9 |
9 |
Аня |
9 |
8 |
9 |
Маша |
6 |
5 |
10 |
Анастасия |
6 |
5 |
10 |
Аня |
10 |
8 |
10 |
Катя |
8 |
7 |
10 |
Сима |
7 |
5 |
9 |
Анна |
7 |
8 |
10 |
Ср.знач |
7,73 |
7,09 |
9,64 |
Обобщив полученные данные, можно сказать , что у студентов первой группы, образность немного ниже чем у второй группы, адекватность ассоциаций, то есть те свойства по которым испытуемый может вспомнить слово ,у первой группы намного выше ,чем у второй. И наконец ,запоминание у обоих групп находиться на одном уровне. Исходя из этого, можно сделать вывод о том что для учащихся на факультете изобразительных искусств, больше преобладает образная и эмоциональная память, в следствии чего они могут больше запомнить. А у студентов с факультета психологии ,более выраженной является словесно-логический вид памяти, ведь уровень ассоциаций высокий ,в следствии чего запоминание тоже на высоком уровне. Таким образом мы можем утверждать, что те виды деятельности, которыми занимаются студенты художественной специальности , способствуют развитию образной памяти.
2.2 Статистический анализ
Теперь для статистической проверки наших выводов воспользуемся угловым коэффициентом Фишера.
Сначала проверим результаты по первой методике для обеих групп.По критерию Фишера мы сравним процент испытуемых справившихся с запоминание нормы 7 слов и выясним различаются ли две группы студентов по успешности решения экспериментальной задачи. В первой группе с задачей справилось 11 из 11, т.е. 100%. Во второй группе 9 из 11, т.е. 82%.
Сформулируем гипотезы
Н 0: Доля лиц, справившихся с задачей, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Н1: Доля лиц, справившихся с задачей, в первой группе больше, чем во второй группе.
Четырехклеточная таблица для расчета критерия при сопоставлении двух групп испытуемых по процентной доли справившихся с задачей.
Группы |
Запомнили норму |
Не запомнили норму |
Суммы | ||
Кол-во испытуемых |
% доля |
Кол-во испытуемых |
% доля | ||
1 группа |
11 |
100% |
0 |
0% |
11 |
2 группа |
9 |
82% |
2 |
18% |
11 |
Суммы |
20 |
2 |
22 |
ϕ1 (100%) = 3,142
ϕ2 (82%) = 2,265
Теперь мы подсчитаем эмпирическое значение ϕ* по формуле:
Подставим наши данные
Определяем какому уровню значимости соответствует
р=0,02
Можно установить и критические значения соответствующее принятым в психологии уровням статистической значимости:
Построим ось значимости:
1,64 2,05 2,31
Полученное значение * находится в зоне значимости.
Ответ: Н0 отвергается, Н1 принимается.
Теперь посчитаем данные для второго исследования. Возьмем среднее значение образность и обобщенности по двум группам и сравним в какой группе в процентном соотношении студентов мыслят более образно и проверим его критерием Фишера.
Среднее значение 7,5 образности и обобщенности. Получим что в группе психологов больше среднего значение достигли 3 из 11, а в группе художников 5 из 11 соответственно 27% и 45%
Сформулируем гипотезы:
Н 0: Доля лиц, мыслящих более образно, в группе художников не больше, чем в группе психологов.
Н1: Доля лиц, мыслящих более образно, в группе художников больше, чем в группе психологов.
Четырехклеточная таблица для расчета критерия при сопоставлении двух групп испытуемых по процентной доли справившихся с задачей.
Группы |
Больше среднего |
Меньше е среднего |
Суммы | ||
Кол-во испытуемых |
% доля |
Кол-во испытуемых |
% доля | ||
1 группа |
3 |
27% |
8 |
73% |
11 |
2 группа |
5 |
45% |
6 |
55% |
11 |
Суммы |
8 |
14 |
22 |
ϕ1 (27%) = 1,097
ϕ2 (45%) = 1,479
Подставим наши данные
Определяем какому уровню значимости соответствует
Информация о работе Особенности памяти студентов различных специальностей