Особенности познавательных психических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в исключительной значимости познавательных процессов для любой целенаправленной деятельности человека. Познавательная деятельность - необходимая составная часть жизни человека, условие его формирования и развития как личности, выполняющей конкретный вид профессиональной и другой деятельности. В ее основе находятся психические процессы - ощущение, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление и речь. В соответствии с решаемыми задачами перечисленные процессы получили название психических познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

ргр по психологии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

На уровне восприятия различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Предметы и явления воспринимаются нами обычно в определенных ситуациях, в тех или иных соотношениях с другими явлениями. Кроме того, каждый предмет имеет различные свойства, которые воспринимаются нами в определенных, характерных соотношениях, сочетаниях, связях. Основная задача мышления - выявить эти существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.

Таким образом, мышление - это психический процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом, общих свойств предметов и явлений внешнего мира, установлении связей между ними.

 

 

Память

Память - психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи. В 80-х годах прошлого века немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, по его мнению, можно было изучить закономерности памяти, независимо от деятельности мышления (заучивание бессмысленных слогов). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, использовавшего сходные приемы при изучении нарушений процессов запоминания у психически больных, а также немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного

6

американского психолога Торндайка, который изучал формирование навыков у животных в процессе выхода из лабиринта.

В начале XX в. исследования процессов памяти были продолжены И.П.Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условно-рефлекторные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основой представлений о физиологических механизмах памяти.

Высшие формы памяти у детей впервые изучил выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.

Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

В последнее время появились исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов памяти связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности, с модификацией РНК. Было установлено, что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем.

Исследования в области психофизиологии памяти определили области мозга, необходимые для сохранения следов, а также неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Наибольшее распространение в психологии получили ассоциативные теории памяти, которые предусматривают, что предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, когда воспроизведение одних влечет за собой воспроизводство других. Под действием реальных объективных связей предметов и явлений возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Одни ассоциации являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи - противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые - причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).

 

 

 

 

Восприятия

Человек воспринимает окружающий его мир и ориентируется в нем при помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами

7

и явлениями внешнего мира обуславливает возникновение восприятий - отражений предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В холе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие (отражение) не является простым суммированием отдельных ощущений. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных и ведущих с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Процесс восприятия объединяет группы основных существенных признаков и сопоставляет воспринятое с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). В связи с этим, восприятие правильнее обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом субъекта (сличение новой информации с ранее сложившимися представлениями).

Воспринимающая деятельность не ограничивается пределами одной модальности рецепторов, она складывается в результате совместной работе нескольких органов чувств.

Восприятие предмета всегда захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь (человек обозначает воспринимаемые предметы словом, относит их к определенным категориям).

Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию - гештальт. Целостность согласно гештальтпсихологии - это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения, а один и тот же элемент, будучи включенным в разные

8

образы восприятия, воспринимается по-разному.

Классификация восприятий:

В зависимости от участия воли и целенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целенаправленное) восприятие.

В зависимости от модальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и т.д. восприятия.

В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности выделяют симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное) восприятие.

 

 

 

Ощущения

Источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования. Как показали эксперименты, при отсутствии раздражителей (сенсорная изоляция), психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается нарушение восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возникают также при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики слепых или глухих.

Ощущения человека чрезвычайно разнообразны. Кроме ощущений, обеспечиваемых пятью органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, выделяют вестибулярные, вибрационные, кинестетические и др.

Научные взгляды на природу ощущений качественно изменялись, в зависимости от идеалистической или материалистической трактовки.

Философы-идеалисты считали, что источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира (философия рационализма). Согласно концепции рационализма, психические процессы, сознание и разум не

9

являются продуктом сложной исторической эволюции, а выступают как первичное свойство человеческого духа.

Философы-идеалисты считали, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой преградой между ним и внешним миром.

Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах), а психологи Мюллер и Г.Гельмгольц на его основе сформулировали теорию "специфической энергии органов чувств". Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Раздел 2

Анализ полученных результатов исследования

 

Исследование восприятия времени

Цель: Определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

 

Исследование состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени:30с,1мин,120с.

 

 

Фактическое время "А"                                   Интервал оценки времени "С"

                30с                                                                                     26с                                                            

                60с                                                                                     53с                                                            

               120с                                                                                   100с                                                       

 

 

Кт =А/С*100%,где

Кт-коэффициент точности оценки времени

А-фактический временной интервал,прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени

С-временной интервал,предложенный для оценки.

 

 

1опыт-86,6%                                   >80%

2опыт-88.3%                                   <110%           

3опыт-83,3%

Высокая точность оценки коротких промежутков времени.

 

Исследование объема кратковременной памяти

 

 

Цель: Определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

 

Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов цифровых рядов. Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с.Поле прочтения каждого ряда через 2-3с по команде испытуемые на листе для записей воспроизводят

11

 

элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись

экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

 

Пк =А+С/n,где

Пк - обозначение объема кратковременной памяти,

А- наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно

С-количество правильно воспроизведенных рядов ,больших чем А

n-число серий опыта, в данном случае-4

 

6+8\4=8

 

8-Высокий

 

Исследование опосредованного запоминания

 

 

Цель :Определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

 

В опыте используют метод удержания пар слов. Слова состоят из4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слови запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов -2с.После окончания чтения экспериментатором ниже приведенных пар слов для запоминания ,через 10с.он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары.

Информация о работе Особенности познавательных психических процессов