Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:49, контрольная работа
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.
Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.
1. Введение
2. Особенности публичного выступления
3. Подготовка к выступлению
4. Внешний вид
5. Заключение
6. Библиографический список
Оглавление
1. Введение
2. Особенности публичного выступления
3. Подготовка к выступлению
4. Внешний вид
5. Заключение
6. Библиографический список
Введение
С древнейших времен люди стремились
понять, в чем секрет воздействия
живого слова: врожденный ли это дар
или результат длительного
Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.
Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne - ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.
Слово оратор (от латинского orare - "говорить")
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо
говорить публично, обладающий даром
красноречия, владеющий
Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.
Особенности публичного выступления
Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком.
Публичное выступление - устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило служит написанный текс.
Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен.
Другая отличительная особенность - это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом. Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста.
В какой-то мере выступление похоже на игру актера, к которой он, согласно роли, готовится на репетициях (с одной лишь разницей, что оратор роль пишет сам). Опытные ораторы, интуитивно подходя к выступлениям, как к "игре", заранее предусматривали в отдельные моменты речи возможные ответные ходы "противника" (смех, негодование, каверзные вопросы и, подобно шахматисту, готовили на всякий случай различные противоядия (шутки, интересные факты).
Основные требования к
оратору определяются задачами, которые
перед ним стоят: сообщение знаний,
формирование мировоззрения, воспитание
масс. для того чтобы решать эти
задачи, лектор прежде всего должен
отлично знать предмет своей
лекции, быть широко эрудированным
в этой области и, конечно же образованным
и политически грамотным
Когда лектор только еще
принимается за подготовку текста выступления,
он в первую очередь моделирует аудиторию,
перед которой предстоит
Очень
важны размер аудитории и местоположение
самого лектора по отношению к
ней. Чем больше зал, чем больше людей
он вмещает, тем труднее управлять
этим «оркестром», тем больше мастерства
должен проявить лектор, чтобы овладеть
слушателями. Отсюда вывод: на первых порах
молодому лектору следует стремиться
к более «тесной» аудитории, к
более близкому контакту со слушателями.
Связь между оратором и аудиторией
не односторонняя — это
2. Подготовка к выступлению
Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.
Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.
Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:
- Кому я буду говорить?
- Для чего?
- Что должны уяснить слушатели?
Если материала у вас
достаточно, и он хорошо продуман, то
следует перейти к плану. Задача
плана - сделать выступление стройным,
логически связанным и
Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления.
Как выступающий - вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи.
Малейшая оплошность- и
вас перестанут слушать. Если вы начнете
запинаться и извиняться, то ваши слушатели
начнут сомневаться в вашей
Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто не достаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным.
И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф.Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени затраченному на подготовку выступления.
Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите.
Приветствие. В начале выступления
необходимо представиться. Представление
может осуществляться без посредника
или при помощи посредника. В официальной
обстановке может быть такое начало:
Позвольте представиться!
В этой форму оттенок официальности
выражен очень ярко. Возможны и
другие формы представления –
менее официальные:
Разрешите представиться!
Говорящий, как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.
Никаких суетливых движений,
они моментально отвлекают
Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли.
Так, Б. Шоу говорил следующее: "Можно сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно ".
Человеческий голос обладает
очень большой силой
Некоторые рекомендации лекторам:
- нельзя выступать с больным, простуженным горлом;
- во время произнесения
речи поза должна быть
- в небольшой аудитории лучше стремиться к "домашней", естественной интонации, "беречь тишину", усиливая голос только в необходимых случаях;
- в большой аудитории
можно говорит громче, но так
же следить за тем, чтобы
оставалась возможность для
Зная о недостатках своего голоса - повышенной громкости, визгливости или, наоборот, слабости его, неразвитости диапазонов, следует сознательно регулировать громкость, тренировать гибкость голоса, стремясь к возможному снижению неприятного эффекта.
В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2-3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.
Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить поправки. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов.
Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы ("дежурные" фразы) типа: "охватить мероприятием...", "уделить должное внимание... ", "в настоящий момент...".
Избавляйтесь от слов-паразитов: "так сказать ", "понимаете", "значит ", "вот ". Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.
Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток - 9000, взрослый среднего образовательного уровня - 11 700 слов, а человек "повышенной интеллигентности" - до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.
Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи.
Такое выступление слушать очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну.
Следует знать, что активно
слушать человек может в
.
Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.
Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?" и "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?". Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: "Как руки могут мне помочь?"