Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:49, контрольная работа
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.
Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.
1. Введение
2. Особенности публичного выступления
3. Подготовка к выступлению
4. Внешний вид
5. Заключение
6. Библиографический список
Советуем вам не держать руки в карманах, это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими.
С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами.
1. Около 90% жестов необходимо
делать выше пояса. Жесты,
2. Локти не должны находиться
ближе, чем на 3 см от корпуса.
Меньшее расстояние будет
3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.
Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они – это тот язык, который понятен всем. И если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.
Во время выступления желательно следить не только за своей мимикой и жестами, но и за мимикой и жестами слушателей, чтобы правильно отреагировать на их реакцию. Пусть все ваше поведение говорит о том, что вы заботитесь о своих слушателях и понимаете их чувства. Вовремя сведите свои движения к минимуму, если аудиторию начинают раздражать ваши многочисленные нервные движения руками и ногами, посмотрите людям в глаза, медленно переводя взгляд с одного лица на другое, улыбнитесь, если от аудитории потянуло холодком, оживите мимику и жестикуляцию, если в зале заскучали.
Чтобы иметь представление о мимике во время речи, желательно попрактиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на лице “застывшее” выражение, то сделайте упражнения на расслабление лицевой мускулатуры.
Если вы готовитесь к публичному выступлению, то избавьтесь от привычки во время разговора вздыхать, щелкать языком, всасывать внутреннюю часть щеки, жевать свои губы, причмокивать. Все это может сильно раздражать слушателей
Молчание может быть очень
красноречивым. Вовремя сделанная
пауза весьма эффектна. Можно придать
некоему утверждению
Используйте паузы для
разделения мыслей на логические единицы,
которые будут легко
Паузы заставляют вас говорить медленнее, если вы грешите слишком торопливой речью. Они дают вам возможность вздохнуть.
Если в какой-то момент вы заслужили аплодисменты, то сделайте паузу достаточно длинную, чтобы шум в зале утих сам собой, прежде чем вы продолжите выступление. Иначе слушатели пропустят начало следующего предложения, что очень раздражает.
Эффективность выступления лектора в немалой степени определяется его тактом, в основе которого лежит целый комплекс человеческих качеств. Лектор - всегда умелый педагог, психолог, понимающий запросы и потребности людей, глубоко уважающий их. Развитое чувство такта, ощущение другого как самого себя позволяет лектору найти нужный тон, не возвышаясь над слушателями и не заискивая перед ними, найти соответствующую ситуации интонацию и манеру поведения.
Заключение – формулирование выводов,
которые следуют из главной цели
и основной идеи выступления.
Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.
Прощание. Для делового общения
характерны стилистически нейтральные
стереотипы прощания:
До свидания!
Позвольте (разрешите) попрощаться…
Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.
Внешний вид
Очень важно, какое первое впечатление вы произведете на аудиторию. В большинстве случаев люди судят о других по внешнему впечатлению.
Слушатели присматриваются к оратору:
как он стоит, какое у него выражение
лица, какая походка, что он делает
с руками. Слушатели хотят знать,
что он из себя представляет как
личность. Выступить публично - значит
дать слушателю возможность
Даже такая "мелочь", как одежда лектора, играет немаловажную роль в установлении контакта с аудиторией. Кроме того что неряшливый костюм производит неприятное впечатление на слушателей, он еще мешает и оратору сосредоточиться на материале лекции, отвлекая мысли на дефект в одежде.
"Встречают по одежке,
а провожают по уму". Эту
старую пословицу не следует
забывать. Одежда может быть
небогатой и простой, но
Любая деталь одежды от обуви до галстука должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или юбке тщательно отутюжены, на галстуке - никаких пятен.
Одежда - часть рабочей среды, она может многое сказать о нашей личности, положении и непременно должна способствовать авторитету.
Из всех стилей одежды для публичного выступления предпочтительнее классический стиль. Во-первых, это всегда говорит о хорошем вкусе, Во-вторых, сдержанная одежда привлечет внимание аудитории к вам, а не к себе. Особенно это касается женщин. Не стоит надевать вызывающую, эксцентричную одежду и кричащие украшения, иначе будут разглядывать ваше тело, наряд и драгоценности, а не вникать в то, что вы говорите. Достаточно простую одежду украсить мелкими деталями (шарфиком, ниткой жемчуга, цветком, оригинальными пуговицами), подчеркивающими вашу индивидуальность.
И еще - одежда должна быть хорошего качества, по сезону, опрятной и хорошо сидеть. Одежда выступающего не должна связывать его движений. Нельзя надевать плотно обтягивающие костюмы, стесняющие свободное дыхание и движения плеч и рук, а женщинам иметь при себе сумку и перчатки - они будут мешать выступлению.
И немного об обуви. Если выступающему предстоит стоять продолжительное время перед публикой, то нужна нетесная, хорошо сидящая на ногах обувь, с как можно более низкими каблуками. Высокие каблуки мешают глубоко дышать и не способствуют сохранению равновесия. Выступающий перед публикой человек должен иметь прямую осанку и опираться на пол всей ступней. Он не должен во время выступления морщиться от боли, которую причиняют ему мозоли на ногах, или делать резкие движения, пытаясь удержать равновесие.
Перед публичным выступлением не нужно делать сложных и легко распадающихся причесок. Прическа, требующая постоянной бдительности, невыгодно привлекает внимание слушателей.
Репетиция публичного выступления
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная и видиозапись. Особенно недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.
Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией.
Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совнршенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.
Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.
Заключение
В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие речи.
Публичная речь- это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. и тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.
Библиографический список
1. Даль В.И. Толковый словарь рус
2. Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / - Изд. 2-е, исправ. и доп.- Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ"; Феникс, 2010. (Новые технологии)
3. Леонтьев А.А. Психология общен
4. Бороздина Г. В. Психология дел
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.