Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:32, лекция
Цель: формирование представлений родителей о способах оптимизации учебной деятельности детей.
Задачи:
рассмотреть причины нежелания ребенка учиться;
рассмотреть причины возникновения трудностей в учёбе;
научить родителей принимать необходимые меры.
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Лекционное занятие для педагогов
По дисциплине: психопрофилактика и психопросвещение
На тему: «Особенности работы педагога с одарёнными детьми»
Выполнила: студентка 3 курса
группы
ДДП-111
Игнатова Т.В.
Проверил: Кондратьева Н.П.
Саранск, 2013
Цель: формирование представлений родителей о способах оптимизации учебной деятельности детей.
Задачи:
Форма проведения: Лекция
Этапы лекции:
В таких
случаях деятельностью
Если мы хотим понять ребенка, то мы должны уразуметь, что учение для него – совсем не легкое и не простое дело. А дальше возникает вопрос: что, собственно, побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью? Что для него является движущим мотивом?
Мотивация, побуждающая школьника стараться – это стремление хорошо учиться, что поддерживается отношением окружающих.
А если этого нет? Кто-то из ребят справится с трудностями в учебе, а кто-то спасует, и будет всячески уклоняться, демонстрируя необъяснимое для многих взрослых нежелание учиться. Те дети, которые приучены преодолевать трудности, справятся; те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малолетства приучен, когда это требуется, делать то, что надо, а не то, что ему захотелось, то он, поступив в школу, справится и с тем, что, согласно пословице, «ученье горько». Он без труда сможет заставить себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей столько, сколько нужно, чтобы сделать их как следует. Конечно, и у таких детей возникают трудности в учебе. Но эти трудности носят совершенно другой характер. Они обычно связаны с несформированностью учебной деятельности, неумением выделять учебную задачу или предмет усвоения и т. д. Но такие ребята хотят учиться. И никогда не пытаются уклониться от помощи, предлагаемой им старшими. Поэтому рано или поздно эти трудности будут преодолены.
Совсем в другом положении окажутся те дети, которые не были приучены делать то, что нужно, а не то, что хочется. Как может заставить себя делать совсем неинтересные задания ребенок, который привык делать только то, что он хочет, то, что ему приятно делать? Нужные психологические механизмы у такого ребенка просто не сформированы. Всякий раз, садясь за уроки, ему приходится претерпевать борьбу с самим собой, поэтому он ищет всевозможные отсрочки: поиграть с кошкой, посмотреть в окно, пойти в туалет... Удивительно ли, что он ищет причину не садиться за уроки? Нет и нет! Он не приучен к труду. Для него предстоит мучительный процесс, ломка самого себя. Такие ребята в принципе могут заставить себя заниматься, но это всегда будет требовать от них больших усилий. Им проще обеспечить себе сносное существование при минимальной затрате сил: допустим, усвоить технику списывания у соседа, отвечать по подсказкам товарищей и т. п. Такой ученик закончит школу, но без привычки напрягаться и затрачивать усилия для достижения желаемого результата.
Нежелание учиться, как правило, является результатом отсутствия навыка трудиться.
Нам следует быть умеренными
в обращении с детьми, общаться
с ними с любовью. При обучении
относиться к ним мягко, чтобы
облегчить их восприятие, так как
ребенку требуется определенное
время, чтобы понять наши слова и
правильно ответить.
Дети не несут ответственность за свои
поступки, поэтому будьте терпеливы в
их отношении.
Они отличаются друг от друга по уровню
интеллекта и восприятия. Некоторым для
понимания хватает простого сурового
взгляда, а других нужно крепко поругать.
Но никогда нельзя переставать следовать
хадису Султана Пророков, который сказал:
«Кто не показывает милосердия к молодым
людям, тот не сможет быть одним из нас»
(Тирмизи, Бирр). Поэтому ребенка можно
завоевать только с любовью, нежностью
и мягкостью.
Давайте попробуем разобраться в причинах,
из-за которых многие дети проявляют отсутствие
интереса к получению знаний. Иногда причины
могут быть самыми очевидными: возможно,
у родителей не бывает времени помогать
ребенку в выполнении домашних заданий,
или ребенка окружает большое количество
развлечений, из-за которых он не может
оказать должную концентрацию в учебе.
Также могут быть менее явные причины:
возможно ребенку не нравится тот или
иной предмет, возможно, его понимание
дается ему с большим трудом, например,
ему может не нравиться письмо или математика.
Иногда смена учебной обстановки или приход
нового учителя может повлиять на чадо
с отрицательной стороны, также давление
со стороны сверстников или отсутствие
доверия со стороны взрослых могут послужить
причиной отсутствия интереса к учебе.
Важным вопросом является то, насколько
мы, будучи родителями и работниками сферы
образования, обращаем внимание на то,
получает ли ребенок радость и удовольствие
от процесса обучения.
Первые годы в жизни ребенка имею первостепенное
значение и играют важнейшую роль в установлении
характера ребенка и его возможных действий
в будущем. Исследования показывают, что
опыт, который переживают дети в первые
пять лет своей жизни, формируют жизненные
связи в головном мозгу. Именно эти связи
являются основой для предрасположенности
ребенка к обучению, его социального и
эмоционального развития.
Также некоторые дети, обладающие коротким
периодом концентрации, не могут заниматься
одним видом деятельности больше 5-10 минут.
Их требования отличаются от сверстников,
поэтому для них созданы специальные программы,
соответствующие их требованиям в обучении.
Проведение вашего времени с ребенком
в процессе игры или выполнением домашней
работы является одним из ключевых возможностей
для взаимодействия и устанавливает доверие
и мотивирует ребенка на обучение. Мы должны
не забывать о том, что дети получают знания
постоянно и всюду, не только в школе.
Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении:
Способный, но ленивый
Они нацелены
на познание, на получение новой
информации. Такой ребенок отправляется
в школу, надеясь найти там
неиссякаемый источник новых
знаний. И порядком разочаровывается,
когда выясняет, что школа –
довольно скучное место, где
приходится делать много
Социально ориентированный
Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.
В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.
Дети, которым ничего не нужно
Движущей
силой развития ребенка
Может возникнуть сходная проблема также, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.
Нам, конечно же, хочется,
чтобы ребенок учился с желанием.
К сожаленью, не всегда он разделяет наше
желание. Что делать, как развить в ребенке
желание учится?
Чтобы понять чувства своего ребенка –
проанализируйте свое отношение к работе
или к вашей учебе в школе, когда Вы были
детьми!
Есть некоторые обстоятельства, которые
не стоит делать, сейчас, я вам расскажу
про некоторые из них:
НЕЛЬЗЯ:
· Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
· Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
· Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
· Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
· Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
· Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
· Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
· Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
· Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
· Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
· Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
· Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
· Ругать ребенка перед сном;
· Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;