Особенности работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:32, лекция

Описание работы

Цель: формирование представлений родителей о способах оптимизации учебной деятельности детей.
Задачи:
рассмотреть причины нежелания ребенка учиться;
рассмотреть причины возникновения трудностей в учёбе;
научить родителей принимать необходимые меры.

Файлы: 1 файл

Lektsionnoe_zanyatie_dlya_roditeley.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Лекционное занятие  для педагогов

По дисциплине: психопрофилактика и психопросвещение

На тему: «Особенности работы педагога с одарёнными детьми»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

группы  ДДП-111 
Игнатова Т.В.

Проверил: Кондратьева Н.П.

 

 

 

 

Саранск, 2013

Цель: формирование представлений родителей о способах оптимизации учебной деятельности детей.

Задачи:

  • рассмотреть причины нежелания ребенка учиться;
  • рассмотреть причины возникновения трудностей в учёбе;
  • научить родителей принимать необходимые  меры.  

Форма проведения: Лекция

Этапы лекции:

  1. Организационный момент – добрый день уважаемые родители, вы пришли на лекцию после тяжелого рабочего дня и я вижу какие у вас уставшие лица, я постараюсь, чтобы лекция была для вас интересной и познавательной. Мне бы хотелось с вами обсудить, как поддержать у наших детей желание учиться.
  2. Этап актуализации - данная проблема актуальна в наше время.  Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание тому, хочет ли учиться ребенок или нет. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательного желание ребенка.

 В таких  случаях деятельностью учащихся  движет желание избежать разного  рода неприятностей: наказания  со стороны учителя или родителей,  плохой оценки и т.д. Нередко  в первый же день пребывания  в школе ученик узнает, что  теперь он не может вести  себя так, как раньше: ему нельзя  встать, когда хочется; нельзя  повернуться к ученику, сидящему  сзади; нельзя спросить, когда  хочется это сделать, и т.д.  В таких случаях у ученика  формируется постепенно страх  перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости  не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может  длительное время работать в  таких условиях.

  1. Изложение учебного материала – большинство детей не хотят учиться, так откуда же берется это нежелание? Наши детки только-только пришли в первый класс, им, конечно, же, трудно адаптироваться в новой среде, я вам подскажу, как же все-таки поддержать у ребенка желание учится.

Если мы хотим понять ребенка, то мы должны уразуметь, что учение для него – совсем не легкое и не простое дело. А дальше возникает вопрос: что, собственно, побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью? Что для него является движущим мотивом?

Мотивация, побуждающая  школьника стараться – это  стремление хорошо учиться, что поддерживается отношением окружающих.

А если этого нет? Кто-то из ребят справится с трудностями  в учебе, а кто-то спасует, и будет  всячески уклоняться, демонстрируя необъяснимое для многих взрослых нежелание учиться. Те дети, которые приучены преодолевать трудности, справятся; те, кто не приучен  или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малолетства приучен, когда это требуется, делать то, что  надо, а не то, что ему захотелось, то он, поступив в школу, справится  и с тем, что, согласно пословице, «ученье горько». Он без труда  сможет заставить себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей  столько, сколько нужно, чтобы сделать  их как следует. Конечно, и у таких  детей возникают трудности в  учебе. Но эти трудности носят  совершенно другой характер. Они обычно связаны с несформированностью учебной деятельности, неумением выделять учебную задачу или предмет усвоения и т. д. Но такие ребята хотят учиться. И никогда не пытаются уклониться от помощи, предлагаемой им старшими. Поэтому рано или поздно эти трудности будут преодолены.

Совсем в другом положении  окажутся те дети, которые не были приучены делать то, что нужно, а не то, что  хочется. Как может заставить  себя делать совсем неинтересные задания  ребенок, который привык делать только то, что он хочет, то, что ему приятно  делать? Нужные психологические механизмы  у такого ребенка просто не сформированы. Всякий раз, садясь за уроки, ему приходится претерпевать борьбу с самим собой, поэтому он ищет всевозможные отсрочки: поиграть с кошкой, посмотреть в  окно, пойти в туалет... Удивительно  ли, что он ищет причину не садиться за уроки? Нет и нет! Он не приучен  к труду. Для него предстоит мучительный  процесс, ломка самого себя. Такие  ребята в принципе могут заставить  себя заниматься, но это всегда будет  требовать от них больших усилий. Им проще обеспечить себе сносное  существование при минимальной  затрате сил: допустим, усвоить технику  списывания у соседа, отвечать по подсказкам товарищей и т. п.  Такой ученик закончит школу, но без привычки напрягаться  и затрачивать усилия для достижения желаемого результата.

Нежелание учиться, как правило, является результатом отсутствия навыка трудиться.

Нам следует быть умеренными в обращении с детьми, общаться с ними с любовью. При обучении относиться к ним мягко, чтобы  облегчить их восприятие, так как  ребенку требуется определенное время, чтобы понять наши слова и  правильно ответить. 
Дети не несут ответственность за свои поступки, поэтому будьте терпеливы в их отношении.  
Они отличаются друг от друга по уровню интеллекта и восприятия. Некоторым для понимания хватает простого сурового взгляда, а других нужно крепко поругать. Но никогда нельзя переставать следовать хадису Султана Пророков, который сказал: «Кто не показывает милосердия к молодым людям, тот не сможет быть одним из нас» (Тирмизи, Бирр). Поэтому ребенка можно завоевать только с любовью, нежностью и мягкостью. 
Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учебе.  
Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика.  
Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями и работниками сферы образования, обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.  
Первые годы в жизни ребенка имею первостепенное значение и играют важнейшую роль в установлении характера ребенка и его возможных действий в будущем. Исследования показывают, что опыт, который переживают дети в первые пять лет своей жизни, формируют жизненные связи в головном мозгу. Именно эти связи являются основой для предрасположенности ребенка к обучению, его социального и эмоционального развития.  
Также некоторые дети, обладающие коротким периодом концентрации, не могут заниматься одним видом деятельности больше 5-10 минут. Их требования отличаются от сверстников, поэтому для них созданы специальные программы, соответствующие их требованиям в обучении.  
Проведение вашего времени с ребенком в процессе игры или выполнением домашней работы является одним из ключевых возможностей для взаимодействия и устанавливает доверие и мотивирует ребенка на обучение. Мы должны не забывать о том, что дети получают знания постоянно и всюду, не только в школе.

Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении: 

Способный, но ленивый

   Они нацелены  на познание, на получение новой  информации. Такой ребенок отправляется  в школу, надеясь найти там  неиссякаемый источник новых  знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что школа –  довольно скучное место, где  приходится делать много неинтересных  и неприятных вещей. Часто эти  дети, несмотря на хорошие умственные  способности, учатся посредственно  и даже могут попасть в разряд  неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...Чтобы пробудить интерес к учёбе, преподнесите её как сравнение с чем-то интересным, что ему нравится, чем увлекается. Например, скажите, что учёба – это как компьютерная игра. В этой игре также нужно походить несколько уровней, которые с каждым этапом будут сложнее. Но, в конце концов, ребёнок должен выйти победителем в этой игре. Внушите ему интерес, соревнование.

Социально ориентированный

Это ребенок совсем другого  склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом  заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать  правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется  с программой, все выполняет и  ничего не пропускает.

В младших классах это  вполне благополучная категория - и  родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение  учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение  сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка  как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает  или болтает часами по телефону.

Дети, которым ничего не нужно

      Движущей  силой развития ребенка является  потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально,  необходимы три основных условия:  любовь и внимание матери или  заменяющего ее человека, некоторый  природный запас энергии у  самого ребенка и, наконец,  среда, которая обеспечивает ребенка  достаточным количеством впечатлений.  Дети, которые не получают необходимого  внимания и тепла, не получают  новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы.

Может возникнуть сходная  проблема также,  если ребенка слишком  опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной  волей бунтует, а более покладистый  привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.

  • Узнали ли в этих типах своего ребенка?
  • Любит ли Ваш ребёнок ходить в школу?
  • Что Вашему ребёнку нравится в школе?
  • Что Вашему ребёнку не нравится в школе?
  • Как у вас предстоит дело с работой над домашним заданием? Трудно ли приходится?
  • Сложно ли вашему ребенку просыпаться с утра в школу?

Нам, конечно же, хочется, чтобы ребенок учился с желанием. К сожаленью, не всегда он разделяет наше желание. Что делать, как развить в ребенке желание учится? 
 
Чтобы понять чувства своего ребенка – проанализируйте свое отношение к работе или к вашей учебе в школе, когда Вы были детьми! 
Есть некоторые обстоятельства, которые не стоит делать, сейчас, я вам расскажу про некоторые из них:

НЕЛЬЗЯ:

·         Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

·         Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.

·         Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

·         Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

·         Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

·         Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

·         Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

·         Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

·         Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

·         Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

·         Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.

·         Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

·         Ругать ребенка перед сном;

·         Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми