Особенности работы с тревожными клиентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Каждый из нас, особенно в стрессовых ситуациях, испытывает тревожность. Однако для большинства людей это временное состояние, которое они преодолевают. В консультировании мы сталкиваемся с клиентами, для которых тревожность представляет мучительное, не проходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия.

Файлы: 1 файл

РПЗ.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

     В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности.

 

     Организация психической помощи. 

Методы  психологического воздействия  на эмоционально-чувственную сферу 

    Существует  множество классификаций методов  психотерапии. Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции.

    Комплекс  различных методов, объединенных общим  принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления как психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапию и др.

    Рассмотрим  некоторые из наиболее распространенных в практике методы.

    Самовнушение  тесно связано с такими понятиями  как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие.

    А.С.Ромен  определяет самовнушение как – «волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному  действию и при необходимости к его реализации». Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Это упорядоченное использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других.

    Поведенческая психотерапия основана на принципах  бихевиоризма. Главное - это изменение  поведения клиента под воздействием позитивного стимула. Психолог обучает  клиента таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.

    К методам поведенческой терапии  можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в себе и  др., осуществляемый в группе. По мнению Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать изменения».

    Целью временных групп является выработка  такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию.

    Одна  из ее главных задач - создание в  сознании клиента правильного представления  о заболевании или проблеме и  выработке разумного адекватного  отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога - правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздействия.

    Групповая психотерапия - это лечение людей  в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально-организованной управляемой средой.

    Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются  как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить:

    • Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родителями;
    • Групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;
    • Игровую психотерапию.

    Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.

    Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут проявляться  такие социальные факторы как  социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе.

    Многие  специалисты считают, что один из лучших способов лечения наркоманов - терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство.

    Концепция терапевтической общины (группы) лежит  в основе многих зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.

    Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с трудотерапией, которая рассматривается, как лечение  занятостью. Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом и наркоманией.

    Многообразие  перечисленных выше методов терапии  определяет широкий спектр ее использования  в практической деятельности различных  социальных служб. Особое значение работа психологических служб приобретает  в связи с продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно подвержено стрессам.

      Т. о. защитные механизмы психологического  консультирования очень часто  связаны с проявлениями тревожности  клиента. В процессе консультаций  психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также необходимо учитывать, что в интересах эффективности психотерапии не следует на начальном этапе консультирования лишать клиента защитных механизмов. Попытка резкого воздействия на психоэмоциональную сферу испытуемого может привести к развитию стрессовой ситуации, что в дальнейшем придется исправлять путем увеличения количества консультаций. Психолог всегда должен помнить то, тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор психоэмоционального климата психологического консультирования и является основой психологической защиты.  

    Методики  для диагностики  тревожности. 

    Опросник  Айзенка позволяет определить искренность ответов и темперамент клиента – при этом первое дает возможность судить о наличии и серьезности защитных механизмов, второе определяет способы ведения психологической консультации.

    Тест-метод  «Дифференциальные  шкалы эмоций»  по К.Изарду - выявление доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого человека.

    Методика  измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) 
 
 

 

     Рекомендации 

     Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что  слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность  безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее.

     Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствие неразрешенных внутренних конфликтов.

    Консультант не должен проявлять поспешность  в интерпретировании внутренних конфликтов клиента на основании  его конкретной фобии. В интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле фобии. За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Смысл фобий сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента, поэтому не трудно ошибиться, поддавшись соблазну поверхностного объяснения.

    Сопротивляющийся  клиент может стараться увести беседу в сторону и таким способом уклониться от тематики консультации. Возможно вообще избегание разговора  о себе. Это классическая форма  сопротивления в консультировании.

    Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с фобиями, поскольку порой приходится уступать клиентам и не затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции фобий.

    Один  из способов бегства от тревоги клиентов с фобическими реакциями —  это занятие самолечением. Они  покупают медицинские книги, роются в специальных журналах, стремятся  испробовать все возможные методы лечения, однако избегают непосредственного  обращения к своим внутренним конфликтам.

    Консультанту  важно разобраться, какую вторичную  выгоду извлекает клиент из своего "трусливого" поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента  увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более широком контексте.

    Немало  проблем в консультировании создают  негативно настроенные или открыто  враждебные клиенты. Консультанты по-разному  реагируют на таких клиентов: одни на враждебность отвечают раздражительностью и враждебностью; другие стараются проявить любезность и дружественность, пытаясь настроить клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие оснований для озлобленности; третьи игнорируют состояние клиентов, ведут себя так, как будто ничего не случилось. Возможно, в некоторых случаях полезно рассердиться на клиента, однако еще важнее понять причины его состояния. Клиенту надо сказать, что он кажется враждебно настроенным и злым. Порой понятия "озлобленность" и "враждебность" представляются слишком сильными для характеристики, поэтому свои высказывания следует формулировать не столь категорично. Например: "Вы кажетесь чем-то недовольным", "Вы разочарованы?", "Не хотите ли Вы что-то сказать?", "Это звучит, будто Вы рассержены" и т.п. Если консультант только подозревает клиента во враждебности, он может уточнить: "Что произошло?", "Я что-нибудь неправильно сказал или сделал?". В любом случае, столкнувшись с враждебностью клиента, не стоит вести себя так, словно рухнул мир. Разумеется, нельзя с насмешкой или презрением смотреть на клиента — его враждебность всегда следует трактовать серьезно, потому что она мешает терапевтическому взаимодействию.

Информация о работе Особенности работы с тревожными клиентами